Наталья Паламарчук
Тревожность детей 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени»- это тревожность.
Диагностировать тревожность можно по внешним признакам — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно выявить наличие беспокоящего состояния.
Признаки тревожности ребёнка :
суетливость;
двигательное беспокойство;
повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
нарушения сна;
скованность;
панический страх нового, любых перемен;
Публикация «Тревожность детей 5 лет» размещена в разделах
неуверенность в себе;
отказ от новых видов деятельности;
серьёзность;
нежелание выделяться и стремление к тишине;
частые страхи без повода;
заниженная самооценка.
По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.
Основные методики
Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:
«Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
«Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребёнку даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.