Наталья Разумова
Консультация «Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным?»
▼ Скачать
Мы все стремимся к стабильности, нуждаемся в уверенности в завтрашнем дне. Но от перемен и тревог о будущем никуда не деться. Что делать, если это волнение передается детям? Как помочь им вырасти спокойными и уравновешенными?
Когда встречаются два тревожных человека, их поведение в отношениях носит реактивный характер, особенно в стрессовых ситуациях. Они склонны «эмоционировать», резонировать, усиливать тревоги друг друга. Интеллектуальный ресурс в такие моменты недоступен — до тех пор, пока один из партнеров не вернет себе самоконтроль, а на это часто нужно время.
Публикация «Консультация „Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
ТРЕВОГА ТРЕВОГЕ РОЗНЬ
Каждый из нас обладает «полезной тревожностью» : в преддверии опасности мы испытываем определенные чувства, которые помогают сконцентрироваться, мобилизоваться, перестроиться и справиться с ситуацией, адаптироваться к новым условиям.
Но бывает так, что состояние, которое должно мобилизовать, напротив, «разоружает», приводит к ощущению беспомощности и бездействию, становится причиной прокрастинации или самосаботажа. Тревога сковывает и не дает и шагу ступить.
У такого состояния могут быть разные причины. Во-первых, возможна ситуативная тревожность, связанная с конкретными событиями. Во-вторых, это может быть следствием тревожного характера, и тогда волнение не зависит от ситуации.
ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ
Тревожные люди не виноваты своей особенности, однако в современном мире «позитива» бывает трудно признаться в этом друзьям и близким. В том, что «застреваешь» в тяжелых мыслях, борешься с чувством вины и нереализованности, беспокоишься о незначительных мелочах, боишься думать о будущем. Из-за этого плохо спишь, плохо делаешь свою работу, срываешься на детей. И даже если стараешься «исправиться», рано или поздно «накрывает» до боли знакомое беспокойство.
Тревожные люди стараются справиться со своим состоянием, просто избегая определенных ситуаций. Перестраховываются, предусматривают, планируют, перепроверяют и из-за этого постоянно испытывают перегрузки и стресс, часто болеют.
У ребенка, который растет в такой семье, в будущем есть все шансы стать тревожным, подверженным страху перед будущим, боязни потери контроля. Согласно теории Боуэна, тревожность передается из поколения в поколение, избавиться от нее не получится — можно лишь незначительно снизить ее уровень. Однако вполне реально найти способ уживаться с собственными волнениями и с тревожностью семьи.
А вот результаты исследования тревожных семей, которое провел Институт психиатрии, психологии и нейронауки Королевского колледжа в Лондоне, показали, что тревожность вряд ли передается генетически, зато перенимается в процессе общения — дети словно «заражаются» тревогой родителей. При этом стараться ограждать детей от тягот и неудач не стоит — полезнее поддерживать их и позволять понемногу рисковать (в рамках допустимого и с учетом возраста). Это покажет им, что мир в целом безопасен и они могут справляться с ситуациями, которые изначально вызывают страх, вырабатывая уверенность в себе и психологическую устойчивость.
Таким образом, дети тревожных родителей не обречены на повтор «тревожной судьбы», хотя у них есть все шансы ее повторить.
ЕСЛИ ВЫ ТРЕВОЖНЫЙ РОДИТЕЛЬ
Первое — нужно научиться справляться с собственной тревогой. Лучше делать это под руководством опытного психотерапевта, поскольку неудачные попытки снизить тревожность могут привести к обратному эффекту.
Хорошо помогают практики наблюдения за тревожностью и управления ею :
Дневник тревожных состояний. Описывайте в нем волнительные ситуации, которые с вами происходят. Что случилось, как вы реагировали, что думали и чувствовали? Можно ли было реагировать иначе? Как? Что нужно, чтобы этому научиться? Это поможет вам анализировать происходящее и корректировать свое будущее поведение.
Шкалирование. Представьте шкалу от 0 до 10, где 0 — полное спокойствие, а 10 — сильнейшая тревога («пожар», «караул»). Каждый раз, испытывая волнение, оценивайте свое состояние по этой шкале. Записывайте дату, событие, баллы. Так вы научитесь дифференцировать тревожные состояния. Одни окажутся на такими уж и «страшными», а другие — наоборот.
Создание «копилки ресурсов». Наблюдайте за окружающими, спрашивайте, как они справляются с аналогичными случаями. Это поможет вам расширить «поведенческий репертуар».
Техники самоуспокоения. Многие воспринимают сильные чувства как нечто неизбежное, то, чем нельзя управлять. Однако это не так. Подумайте, что могло бы снять вашу тревогу. Какие слова могут помочь? Какие действия, люди, ритуалы? В каких местах вам спокойнее?
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ?
Поскольку дети тревожных родителей в зоне риска, кроме работы над собой применяйте в общении с ребенком специальные практики.
Выдерживайте страхи и тревоги ребенка. Да, слушать о детских переживаниях и волнениях трудно — мы сами начинаем тревожиться и стараемся поскорее завершить разговор. Ребенок же получает сигнал : его ситуация настолько сложная, что даже взрослый не может эмоционально с ней справиться — куда уж ему самому. Остается только тревожиться, причем лучше втайне — а это прямая дорога к усилению тревожности.
Учите ребенка справляться с тревогой. Помочь в этом могут простые способы: дыхание, переключение внимания, разговор, «обнимашки».
Повышайте самооценку ребенка : подчеркивайте хорошее поведение, подкрепляйте положительной обратной связью те моменты, когда ему удалось успокоиться, не разволноваться.
Проверьте, соответствуют ли требования к ребенку возрастным нормам. Часто сверхтребовательность создает лишнее напряжение.
Применяйте мышечное расслабление: массаж, йогу, теплые ванны. Родителям это тоже полезно.
Конечно, мы не можем в одночасье изменить мир, но в наших силах сделать устойчивее себя и свою семью. Почему бы не начать прямо сейчас?
Книги для тревожных родителей :
«Век тревожности : страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя», Скотт Стоссел.
«Современные дети и их несовременные родители», Ирина Млодик.
«Если с ребенком трудно», Людмила Петрановская.