Брюханова Татьяна Геннадьевна
Тренинговое занятие с родителями детей младшего дошкольного возраста «Общение с ребенком в период кризиса 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование психолого- педагогических знаний у родителей по созданию благоприятных условий общения с детьми.
Задачи:
-Способствовать укреплению и улучшению межличностных отношений в семье между родителями и ребенком;
-научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации;
-сформировать представления о грамотных и эффективных способах поощрения и наказания;
-помочь осознать самостоятельность ребенка 3 лет, важность признания его успехов и достижений.
Публикация «Тренинговое занятие с родителями детей младшего дошкольного возраста „Общение с ребенком в период кризиса 3 лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
Состав участников: родителей детей 1 младшей группы.
Продолжительность занятия : 40 минут.
Оборудование и материалы: мяч, карточки «Условия благоприятного общения в семье», картинки с изображением солнца, анкеты «Мои впечатления».
Формы работы: мини-лекция, игровые упражнения, решения ситуационных задач.
Структура занятия :
-Приветствие, мини -лекция «Важность благоприятного стиля общения в семье» (5 мин.)
- Упражнение «Никто не знает, что…» (7 мин.)
- Решение ситуационной задачи «Причина агрессивности ребенка» (3-5 мин.)
-Игра «Мое предположение» (7 мин.)
- Решение ситуационной задачи «Что важно не упустить, помогая ребенку в обучении чему-либо?» (3 мин.)
-Беседа «О поощрении и наказании» (5 мин.)
-Упражнение «Лучистые солнышки» (5 мин.)
-Заполнение анкеты «Мои впечатления» (5 мин.)
Ход занятия.
Здравствуйте, уважаемые родители, очень приятно видеть вас.
Тема нашей сегодняшней встречи – эффективное общение с детьми.
Мини-лекция «Важность благоприятного стиля общения в семье».
Цель: создание мотивации на изучение предлагаемой темы.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны — случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, — привел ученых к выводу: причина — неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.
Исследования психологов, посвященных изучению влияния общения на психическую жизнь ребенка, показали, что младенец изначально живет в непосредственной общности со взрослым. Доказано, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается создать благоприятный стиль общения в семье. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые»— всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
К 3 годам ребенок завершает свой первый этап знакомства с человеческим миром. Поэтому именно от нас, родителей, будет зависеть, какие средства общения мы сумеем ему дать, и, конечно, самое главное – обсудим важность установления благоприятного стиля общения в семье.
Вы сами обсудите, с помощью каких условий возникнет глубокое взаимопонимание с ребенком.
Для настроя на эффективную совместную работу предлагаю поучаствовать в упражнении.
Упражнение «Никто не знает, что…»
Цель: Сокращение дистанции в общении, создание работоспособности, групповой атмосферы.
Участники сидят по кругу. У педагога в руках мяч.
«Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, заканчивает такую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или — у меня).». Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания».
Спасибо всем за участие в упражнении, теперь мы отдохнули, и объединились для совместной работы! Условия, от которых будет зависеть благоприятный фон в семье, обозначены на карточках, которые лежат у вас в конвертах. Вынимаем карточку №1.
Зачитайте условие и поясните, пожалуйста, его важность.
Условие № 1: Не игнорировать ребенка.
Высказываются родители.
Педагог: Игнорируя малыша, не замечая его настроения и чувств, которые он в какие-либо моменты испытывает, мы таким поведением сообщаем ему, что равнодушны к его маленькому душевному миру. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем, погуляем», «Давай повозимся», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду.». И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!».
А что бывает, когда родители регулярно отказывают? Приведу в качестве примера разговор педагога и мамы.
Ситуационная задача «Причина агрессивности ребенка»
МАТЬ: У меня ребенок какой-то странный, наверное, ненормальный. Недавно сидим мы с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь, и прямо на нас с палкой идет, и прямо бьет!
ПЕДАГОГ: А как вы с ним обычно проводите время?
МАТЬ: С ним-то? Да никак не провожу. А когда мне? Дома все кручусь по хозяйству. А он хвостом ходит: поиграй да поиграй со мной. А я ему: «Да отстань ты, сам играй, тебе что, игрушек не хватает?»
ПЕДАГОГ: А муж ваш, он с ним играет?
МАТЬ: Что вы! Муж как придет с работы, так сразу на диван и телевизор смотрит.
ПЕДАГОГ: А ваш сын к нему подходит?
МАТЬ: Конечно, подходит, но он его прогоняет: «Не видишь, я устал, иди к матери!».
Вопрос к родителям : Почему ребенок так себя ведет? Так ли уж удивительно, что отчаявшийся мальчик перешел «к физическим методам воздействия»? Его агрессия — реакция на ненормальный стиль общения (точнее, не-общения) с ним родителей. Подобный стиль не только не способствует развитию ребенка, но порой становится причиной его серьезных проблем.
А как бывает приятно внимание от окружающих, когда они чутко замечают наше настроение, видят и радуются нашим улыбкам, или сочувствуют, когда мы устали, напряжены…
Для того, чтобы вы сами на себе проверили радость от заботливого внимания окружающих, предлагаю игру «Мое предположение».
Игра «Мое предположение»
Цель: Развитие умения сопереживать ребенку.
Участники садятся по кругу.
«Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, „Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим" или „Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.»
После того как круг замкнется, педагог может задать группе общий вопрос: «Как вы догадались, какое именно это настроение испытывает ваш сосед?».
Условие № 2: Дружелюбно разговаривать с ребенком.
Высказываются родители.
Педагог: Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним. Мне кажется, что будут полезны для размышления следующие примеры.
Ситуационная задача «Что важно не упустить, помогая ребенку в обучении чему-либо?».
«Я очень хочу выучить дочку играть на фортепьяно,— рассказывает мать девочки Оли. Купила инструмент, наняла учителя. Сама когда-то училась, да бросила, теперь жалею. Думаю, хоть дочка будет играть. Просиживаю с ней за инструментом часа по два каждый день. Но чем дальше, тем хуже! Сначала не засадишь ее заниматься, а потом начинаются капризы и недовольства. Я ей одно - она мне другое, слово за слово. Кончается тем, что она мне говорит: «Уходи, без тебя лучше!». А я ведь знаю, стоит мне отойти, как у нее все кувырком летит: и руку не так держит, и не теми пальцами играет, и вообще все быстро заканчивает: «Я уже позанималась».
Вопрос к родителям : что упустила мама, помогая девочке в обучении?
Конечно, она упустила главное -дружелюбный тон общения.
Условие № 3:
Наказывать лишением удовольствий.
Беседа «О поощрении и наказании».
Цель: сформировать представления о грамотных и эффективных способах поощрения и наказания.
Педагог: Да, бывают ситуации, когда ребенка необходимо наказать. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему
плохое. Приведите, пожалуйста, примеры, когда вы наказывали ребенка, ограничением или временным запретом разных удовольствий? (запрет в сладком, в просмотре любимых мультиков, в сказке на ночь, в поездке в парк развлечений, и т. п.).
Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное —не оскорбительное.
А какое поощрение самое важное для ребенка, а главное, каким образом оно повлияет на дальнейшее развитие его личности, мы узнаем, когда зачитаем следующее условие!
Условие № 4: Признавать успехи ребенка.
Высказываются родители.
Педагог: В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких. Ребенок 2-3 лет еще не может анализировать свою личность: «Какой я?». Если ребенку часто говорить о том, что он неумеха, упрямец, как вы думаете, к чему это приведет? (ответы родителей : вырастет упрямым, ничего не будет делать с желанием).
Вспомните, как часто ваше чадо подбегает к Вам и, глядя в глаза, спрашивает: «Мама, я ведь хороший?».
Конечно, что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.
Изобразим это признание в виде «солнышка». У вас в конвертах находится изображение этого самого солнышка, только без лучиков.
Упражнение «Лучистые солнышки»
Цель: осознание родителями самостоятельности 3 летнего ребенка, важности признания его успехов и достижений.
Педагог предлагает изобразить лучики, которые будут состоять из слов. Каждое слово – это достижение ребенка (научился собирать пазлы, сам умывается, сам заправляет кровать и т. д.).
А теперь посмотрите на свои лучистые солнышки. Проанализируйте, многому ли научился ребенок за небольшой период прожитой им жизни? Конечно, многому! И не забывайте говорить малышу об этом, хвалить его! Это самое важное, самое главное поощрение для ребенка! Не конфета, не новая игрушка, а именно – похвала. Тогда он и в дальнейшем будет с желанием, с верой в себя стремиться к достижениям!
Педагог благодарит родителей за участие в занятии, предлагает конверты с содержимым оставить у себя как памятку – помощницу в правильном, эффективном общении с ребенком. Для получения обратной связи родителям предлагается заполнить анкету «Мои впечатления»