Папки-передвижки

Тренинговое занятие с родителями детей младшего дошкольного возраста «Общение с ребенком в период кризиса 3 лет»

Брюханова Татьяна Геннадьевна
Тренинговое занятие с родителями детей младшего дошкольного возраста «Общение с ребенком в период кризиса 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование психолого- педагогических знаний у родителей по созданию благоприятных условий общения с детьми.

Задачи:

-Способствовать укреплению и улучшению межличностных отношений в семье между родителями и ребенком;

-научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации;

-сформировать представления о грамотных и эффективных способах поощрения и наказания;

-помочь осознать самостоятельность ребенка 3 лет, важность признания его успехов и достижений.

Публикация «Тренинговое занятие с родителями детей младшего дошкольного возраста „Общение с ребенком в период кризиса 3 лет“» размещена в разделах

Состав участников: родителей детей 1 младшей группы.

Продолжительность занятия : 40 минут.

Оборудование и материалы: мяч, карточки «Условия благоприятного общения в семье», картинки с изображением солнца, анкеты «Мои впечатления».

Формы работы: мини-лекция, игровые упражнения, решения ситуационных задач.

Структура занятия :

-Приветствие, мини -лекция «Важность благоприятного стиля общения в семье» (5 мин.)

- Упражнение «Никто не знает, что…» (7 мин.)

- Решение ситуационной задачи «Причина агрессивности ребенка» (3-5 мин.)

-Игра «Мое предположение» (7 мин.)

- Решение ситуационной задачи «Что важно не упустить, помогая ребенку в обучении чему-либо?» (3 мин.)

-Беседа «О поощрении и наказании» (5 мин.)

-Упражнение «Лучистые солнышки» (5 мин.)

-Заполнение анкеты «Мои впечатления» (5 мин.)

Ход занятия.

Здравствуйте, уважаемые родители, очень приятно видеть вас.

Тема нашей сегодняшней встречи – эффективное общение с детьми.

Мини-лекция «Важность благоприятного стиля общения в семье».

Цель: создание мотивации на изучение предлагаемой темы.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны — случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, — привел ученых к выводу: причина — неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

Исследования психологов, посвященных изучению влияния общения на психическую жизнь ребенка, показали, что младенец изначально живет в непосредственной общности со взрослым. Доказано, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается создать благоприятный стиль общения в семье. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые»— всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

К 3 годам ребенок завершает свой первый этап знакомства с человеческим миром. Поэтому именно от нас, родителей, будет зависеть, какие средства общения мы сумеем ему дать, и, конечно, самое главное – обсудим важность установления благоприятного стиля общения в семье.

Вы сами обсудите, с помощью каких условий возникнет глубокое взаимопонимание с ребенком.

Для настроя на эффективную совместную работу предлагаю поучаствовать в упражнении.

Упражнение «Никто не знает, что…»

Цель: Сокращение дистанции в общении, создание работоспособности, групповой атмосферы.

Участники сидят по кругу. У педагога в руках мяч.

«Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, заканчивает такую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или — у меня).». Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания».

Спасибо всем за участие в упражнении, теперь мы отдохнули, и объединились для совместной работы! Условия, от которых будет зависеть благоприятный фон в семье, обозначены на карточках, которые лежат у вас в конвертах. Вынимаем карточку №1.

Зачитайте условие и поясните, пожалуйста, его важность.

Условие № 1: Не игнорировать ребенка.

Высказываются родители.

Педагог: Игнорируя малыша, не замечая его настроения и чувств, которые он в какие-либо моменты испытывает, мы таким поведением сообщаем ему, что равнодушны к его маленькому душевному миру. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем, погуляем», «Давай повозимся», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду.». И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!».

А что бывает, когда родители регулярно отказывают? Приведу в качестве примера разговор педагога и мамы.

Ситуационная задача «Причина агрессивности ребенка»

МАТЬ: У меня ребенок какой-то странный, наверное, ненормальный. Недавно сидим мы с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь, и прямо на нас с палкой идет, и прямо бьет!

ПЕДАГОГ: А как вы с ним обычно проводите время?

МАТЬ: С ним-то? Да никак не провожу. А когда мне? Дома все кручусь по хозяйству. А он хвостом ходит: поиграй да поиграй со мной. А я ему: «Да отстань ты, сам играй, тебе что, игрушек не хватает?»

ПЕДАГОГ: А муж ваш, он с ним играет?

МАТЬ: Что вы! Муж как придет с работы, так сразу на диван и телевизор смотрит.

ПЕДАГОГ: А ваш сын к нему подходит?

МАТЬ: Конечно, подходит, но он его прогоняет: «Не видишь, я устал, иди к матери!».

Вопрос к родителям : Почему ребенок так себя ведет? Так ли уж удивительно, что отчаявшийся мальчик перешел «к физическим методам воздействия»? Его агрессия — реакция на ненормальный стиль общения (точнее, не-общения) с ним родителей. Подобный стиль не только не способствует развитию ребенка, но порой становится причиной его серьезных проблем.

А как бывает приятно внимание от окружающих, когда они чутко замечают наше настроение, видят и радуются нашим улыбкам, или сочувствуют, когда мы устали, напряжены…

Для того, чтобы вы сами на себе проверили радость от заботливого внимания окружающих, предлагаю игру «Мое предположение».

Игра «Мое предположение»

Цель: Развитие умения сопереживать ребенку.

Участники садятся по кругу.

«Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, „Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим" или „Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.»

После того как круг замкнется, педагог может задать группе общий вопрос: «Как вы догадались, какое именно это настроение испытывает ваш сосед?».

Условие № 2: Дружелюбно разговаривать с ребенком.

Высказываются родители.

Педагог: Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним. Мне кажется, что будут полезны для размышления следующие примеры.

Ситуационная задача «Что важно не упустить, помогая ребенку в обучении чему-либо?».

«Я очень хочу выучить дочку играть на фортепьяно,— рассказывает мать девочки Оли. Купила инструмент, наняла учителя. Сама когда-то училась, да бросила, теперь жалею. Думаю, хоть дочка будет играть. Просиживаю с ней за инструментом часа по два каждый день. Но чем дальше, тем хуже! Сначала не засадишь ее заниматься, а потом начинаются капризы и недовольства. Я ей одно - она мне другое, слово за слово. Кончается тем, что она мне говорит: «Уходи, без тебя лучше!». А я ведь знаю, стоит мне отойти, как у нее все кувырком летит: и руку не так держит, и не теми пальцами играет, и вообще все быстро заканчивает: «Я уже позанималась».

Вопрос к родителям : что упустила мама, помогая девочке в обучении?

Конечно, она упустила главное -дружелюбный тон общения.

Условие № 3:

Наказывать лишением удовольствий.

Беседа «О поощрении и наказании».

Цель: сформировать представления о грамотных и эффективных способах поощрения и наказания.

Педагог: Да, бывают ситуации, когда ребенка необходимо наказать. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему

плохое. Приведите, пожалуйста, примеры, когда вы наказывали ребенка, ограничением или временным запретом разных удовольствий? (запрет в сладком, в просмотре любимых мультиков, в сказке на ночь, в поездке в парк развлечений, и т. п.).

Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное —не оскорбительное.

А какое поощрение самое важное для ребенка, а главное, каким образом оно повлияет на дальнейшее развитие его личности, мы узнаем, когда зачитаем следующее условие!

Условие № 4: Признавать успехи ребенка.

Высказываются родители.

Педагог: В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких. Ребенок 2-3 лет еще не может анализировать свою личность: «Какой я?». Если ребенку часто говорить о том, что он неумеха, упрямец, как вы думаете, к чему это приведет? (ответы родителей : вырастет упрямым, ничего не будет делать с желанием).

Вспомните, как часто ваше чадо подбегает к Вам и, глядя в глаза, спрашивает: «Мама, я ведь хороший?».

Конечно, что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.

Изобразим это признание в виде «солнышка». У вас в конвертах находится изображение этого самого солнышка, только без лучиков.

Упражнение «Лучистые солнышки»

Цель: осознание родителями самостоятельности 3 летнего ребенка, важности признания его успехов и достижений.

Педагог предлагает изобразить лучики, которые будут состоять из слов. Каждое слово – это достижение ребенка (научился собирать пазлы, сам умывается, сам заправляет кровать и т. д.).

А теперь посмотрите на свои лучистые солнышки. Проанализируйте, многому ли научился ребенок за небольшой период прожитой им жизни? Конечно, многому! И не забывайте говорить малышу об этом, хвалить его! Это самое важное, самое главное поощрение для ребенка! Не конфета, не новая игрушка, а именно – похвала. Тогда он и в дальнейшем будет с желанием, с верой в себя стремиться к достижениям!

Педагог благодарит родителей за участие в занятии, предлагает конверты с содержимым оставить у себя как памятку – помощницу в правильном, эффективном общении с ребенком. Для получения обратной связи родителям предлагается заполнить анкету «Мои впечатления»

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Аппликация «Дом моей семьи». МК для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в период самоизоляцииАппликация «Дом моей семьи». МК для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в период самоизоляции Задачи: формировать представления о семье и её членах. Формировать умение составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную.

Дистанционное занятие «Кот-Мурлыка» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Дистанционный конструкт непрерывной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «Кот-Мурлыка» Возрастная.

Календарно-тематическое планирование для детей младшего дошкольного возраста на летний оздоровительный период 2016 года "Самое главное в нашем деле - чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все.

Конспект физкультурного занятия «Весёлый зоопарк» для детей младшего дошкольного возраста с родителями Подготовила: руководитель физического воспитания Шатина Ильгиза Хайрулловна Задачи: Формировать навыки сотрудничества детей с родителями;.

Конспект прогулки с ребенком младшего дошкольного возраста «Наблюдение за кошками»Конспект прогулки с ребенком младшего дошкольного возраста «Наблюдение за кошками» Из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Подвижные игры в период адаптации детей младшего дошкольного возрастаПодвижные игры в период адаптации детей младшего дошкольного возраста Подвижные игры в период адаптации детей младшего возраста В этом году мы набирали новых детей — трехлеток, во вторую младшую группу. Ни.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью»Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью» Рисование открывает малышу огромные возможности для творчества. Как известно все дети любят рисовать. Особенно красками. Но не все родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое занятие с родителями детей младшего дошкольного возраста «Общение с ребенком в период кризиса 3 лет»
Опубликовано: 29 апреля 2022 в 19:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинговое занятие с родителями детей младшего дошкольного возраста «Общение с ребенком в период кризиса 3 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Брюханова Татьяна Геннадьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД