Инна Фаррахова
Тренинговое занятие для родителей и детей «Родитель и ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка (педагогическая рефлексия).
Содержание:
1. Упражнение на снятие напряжения: поменяться местами тем, кто (у кого) :
- любит сладкое
- первый ребенок в семье
- родился весной
- присутствует красный цвет в одежде.
Публикация «Тренинговое занятие для родителей и детей „Родитель и ребенок“» размещена в разделах
2. Упражнение на сплочение группы: назвать свое имя и лучшее качество на первую букву имени (Людмила - ласковая).
3. Информационная часть: «Причины детского непослушания».
Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:
- требование внимания или комфорта;
- желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
- месть, возмездие;
- утверждение своей несостоятельности или неполноценности.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем и как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.
4. Упражнение «Погружение в детство».
Улыбнитесь мне те, кто в ближайший месяц вспоминал свое детство. Сядьте поудобнее. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 6 или 7 лет. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и идете вместе. Затем вы отпускаете его и убегаете вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку.
Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше, вместе смеясь над тем, что произошло. А сейчас время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.
В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация позволяет погрузиться в детство, побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.
5. Упражнение «Билль о правах» (разработанно Лебедевой Е. И. и Ежовым Д. И.).
Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, другая - родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка прав. После того, как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течении 15 минут, «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право и настаивать на его изменении.
6. Упражнение «Ладони».
Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза, остальные подходят к нему и молча кладут свои руки на его ладони. Задача: определить по рукам, каким может быть этот человек — мягким или жестким. Таким образом формируются две группы: мягкие и строгие родители.
7. Упражнение «Мамины прикосновения».
Цель: определение степени соответствия реальных и желаемых тактильных отношений ребенка с родителями.
Предлагается лист бумаги, на котором контурно изображена фигура человека.
Инструкция: представьте себе, что человечек — это вы. Возьмите карандаши нарисуйте много точек в тех местах у человечка, где вас чаще всего гладила мама. Затем нарисуйте много крестиков, где вам очень хотелось бы, чтобы вас погладила мама.
Интерпретация:
- высокий уровень соответствия - место расположения точек и крестиков полностью совпадает;
- средний уровень соответствия - место расположения точек и крестиков не всегда совпадает;
- низкий уровень соответствия - место расположения точек и крестиков не совпадает.
8. Домашнее задание: разделить чистый лист пополам, в одной половине
написать:
- что меня огорчает в моем ребенке, в другой:
- что меня радует в моем ребенке.
9. Заключительное упражнение: «Пожелания друг другу».