Наталья Фатхрахманова
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми»
Цель: расширение педагогического потенциала родителей в рамках взаимодействия с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми.
Задачи:
- развить способность успешно справляться с возникающими трудностями, посредством различных форм психологического воздействия.
- открыть новый взгляд на процесс взаимодействия с детьми;
- учить рефлексировать и саморефлексировать.
Публикация «Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми» размещена в разделах
Формы работы с родителями : Мини-лекция «Что такое тренинг», анкетирование, групповая работа с родителями (тренинг, совместный тренинг родителей с детьми.
Понятийный аппарат:
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Гиперактивность (от греч. Hyper – над, сверху) – превышение нормы, «активный» (от лат. Activus – действенный, деятельный). Дисфункция ЦНС проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения импульсивностью и чрезмерной активностью.
Агрессия (от лат. Aggression – нападение) – поведение, действие направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба человеку или группе людей.
Тревожность - склонность человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, т. е. переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.
Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
Рефлексия – (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В психологии понимается как: 1) Как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования, и 2) как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.
Пояснительная записка к программе
«Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми»
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.
По мнению психолога Р. Дрейкуса, родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу.
Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Зачастую методы групповой работы, а именно тренинги, являются более эффективными, чем индивидуальное консультирование за счет того, что на тренинге приобретаются и осваиваются новые способы взаимодействия.
Тренинг проводится в рамках определенных теоретических концепций, а именно методы и приемы эффективного взаимодействия с детьми. Тренинг поможет приобрести навыки и умения понять и принять поступки ребенка:
- к примеру среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение не только повышенная возбудимость ЦНС, но и сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков;
Умение оценивать поступки, а не самого ребенка, умение снимать напряжение как эмоциональное, так и телесное и самое главное – умение взаимодействовать с гиперактивным, агрессивным и тревожным ребенком.
«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (часть1 и 2) являются единым структурным блоком, цель которого ознакомить родителей с эффективными методами и приемами взаимодействия с детьми и практически их использовать.
Программа Е. К. Лютовой Г. Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» являлась опорным инструментом для составления тренинга для родителей детей посещающих МБС (К)ОУ С (К)НШ-ДС №2. Нами используется предложенная автором структура проведения тренинга :
1. Ознакомление с теоретическим материалом – мини-лекция (Приложение 1);
2. Практическая работа, во время которой отрабатываются навыки взаимодействия с детьми.
В работе используются игры, как общеизвестные таких авторов как Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, Карпова Е. В., Кэмпбелл Р., Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько и др., так и авторские, отражающие запросы участников.
Организационная работа по формированию групп проводится в 2 этапа: 1- групповая консультация для родителей ДОУ с целью ознакомления их с тематикой и задачами тренинга; 2 – сбор информации с помощью опросников для родителей.
На «Тренинге эффективного взаимодействия родителей с детьми» (часть 1) родители расширяют свой педагогический потенциал в рамках взаимодействия с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми. Группы формируются из учета интересов участников. Теоретический материал и практические задания подбираются с учетом специфики слушателей.
«Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми» (Часть 2) является логическим продолжением «Тренинга эффективного взаимодействия родителей с детьми» (Часть 1, в ходе которого родители практически отрабатывают полученные навыки взаимодействия совместно с детьми и учатся лучше понимать своих детей.
При формировании групп учитывается возраст детей, в соответствии с которым составлялись инструкции для таких упражнений как «Волшебная картина», «Попроси игрушку». Практические задания подбирались с учетом теоретических знаний, с которыми родители ознакомились на «Тренинге эффективного взаимодействия родителей с детьми» (Часть 1).
Для проведения процедуры обратной связи, нами была составлена анкета для родителей, которые принимают участие в данном тренинге (Приложение2).