Елена Блинова
Тренинг родительской эффективности. Продолжение.
▼ Скачать + Заказать документы
Встреча 3. Тема "Я-родитель".
1. "Никто не знает, что. "
Все участники сидят в кругу на стульях. Начиная с ведущего, участники передают друг другу мяч, заканчивая фразу "Никто не знает, что я. " (умею, люблю, знаю и т. д.).
2. "Портрет моего ребёнка"
Родителям предлагается устроиться так, чтобы было удобно, закрыть глаза и мысленно представить своего ребёнка, обратить внимание на выражение его лица (упражнение выполняется под спокойную музыку). Затем родители создают портрет своего ребёнка в произвольной форме.
Публикация «Тренинг родительской эффективности, Продолжение,» размещена в разделах
Обсуждение: какие особенности своего ребёнка вы изобразили, что ещё можно добавить?
3. "Родители - ребёнок".
Родители договариваются кто будет взрослым, а кто ребёнком. В начале пусть один из пары стоит, а другой сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести разговор в таких позициях. Было время, когда мы всё время ощущали себя в позиции человека, который сидит на полу, в то время как все остальные стоят. Это - позиция маленького ребёнка. Снова займите позиции и попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя каковы ощущения вашего тела. Тот кто сидит должен смотреть вверх. Через минуту его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и усталость. Тот, кто стоит будет вынужден согнуться и смотреть вниз. А теперь поменяйтесь местами. Это упражнение помогает осознать внутреннее состояние, потребности и чувства ребёнка. Физический дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении, отрицательно влияет на ваши чувства и взаимоотношения. Правда это влияние, не всегда осознаётся. При общении с ребёнком очень важен визуальный контакт. Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на корточках или же ставить ребёнка на небольшую табуретку.
4. "Зеркало".
Родители по очереди описывают себя, а затем друг друга, глядя в зеркало. Все характеристики должны носить безоценочный характер. Обратная связь.
Затем родителям предлагается посмотреть на своего ребёнка совершенно новым взглядом.
Обсуждение: замечаете что нибудь новое? Что вы склонны оценивать в своём ребёнке? Может быть вы найдёте то, за что постоянно его критикуете?
5. "Моя личная сказка".
Используются проективные сказочные карты Н. И. Олифирович, Г. И. Малейчук.
Родителям предлагается выбрать персонаж, который больше всего соответствует их представлениям о себе. Затем они выбирают другие персонажи, участвующие в их жизни. Сочиняют сказку, дают ей название. определяют жанр.
Какой главный конфликт решает герой? Кто ему в этом помогает? Кто (или что) препятствует? Успешно ли завершение истории? Чего в ней не хватает? Что не осознаётся автором истории? Какие ресурсы можно найти в реальной жизни, исходя из этой авторской сказки?
6. Рефлексия.
Встреча 4. Тема "Требования и контроль".
1. Разминка. "Ассоциации".
Участники сидят в кругу один называет слово, следующий по кругу называет ассоциацию на это слово и т. д., пока круг не замкнётся.
2. "Разожми кулак".
Родители разбиваются на пары. Один из них зажимает руку в кулак. Задача второго - сделать так, что бы первый разжал кулак, не прикасаясь к нему.
Обсуждение:
3. Информационный блок.
Правила и требование которым дети должны подчиняться. Умение учитывать эмоции, переживания, интересы и потребности ребёнка.
Главные принципы дисциплины:
Принцип 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
Принцип 2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Принцип 3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
4. Зона контроля.
Определение зоны действий и поступков ребёнка (от свободной до абсолютно запретной). На основе предлагаемых психологом ситуаций, родители выделяют эти зоны и обозначают их в названиях:
* Зона свободных действий ребёнка: действие по его собственному усмотрению.
* Зона относительной свободы: действия по собственному выбору но, в пределах дозволёных границ.
* Зона особых обстоятельств: допускается, разрешается нарушение правил в силу особых обстоятельств.
* Зона запретов: действия ребёнка, не приемлемые не при каких обстоятельствах.
Обсуждение способов контроля.
5. "Анализ общения матери с ребёнком".
Родителям предлагаются высказывания матерей, направленные на ограничение или поощрение детской активности. После чего происходит анализ их содержания и эффективности.
"Дети, не испачкайтесь песком", "Аккуратно играйте, а то можно пораниться", "Играй аккуратно, никуда не лазай", "не вставай со стула, упадёшь", "держись за поручень, а то подскользнёшься", "Молодец, ты сегодня хорошо занимался", "Умница, ты сегодня поделилась с Костей игрушками", "Собирай игрушки, хватит играть", "Убирай, или я твои игрушки выброшу в окно", "Не трогай тетрадку пока не порвала", "Учись дочка читать, тебе давно пора учиться читать", "Почему ты так измазался, я тебя накажу","Ты сегодня всё съел, молодец", "Мне нравится когда ты стараешься".
Происходит обсуждение.
Рефлексия.