Виктория Кузнецова
Тренинг для педагогов «Применение методов нейропсихологии в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ’’ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №27 ’’АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК’’ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБДОУ №27 ’’Аленький цветочек’’ г. Симферополя)
Тренинг для педагогов
«Применение методов нейропсихологии в работе учителя-логопеда ДОУ»
Подготовила:
учитель-логопед
Кузнецова
Виктория Владимировна
Симферополь, 2022
Публикация «Тренинг для педагогов „Применение методов нейропсихологии в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи наблюдают среди современной детской популяции катастрофическое нарастание целого ряда нарушений как соматического, так и психологического характера. Специалисты отмечают массы детей, которые демонстрируют задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д. ; различные психопатологические феномены (агрессивность, повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности таких детей к обучению и адекватной адаптации к социуму
В настоящее время число детей, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. И это факт. И надо с этим что-то делать. Все мы прекрасно знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, как в физиологическом и эмоциональном, так и психическом. И не все психические процессы у одного ребенка будут развиты на должном уровне по сравнению с другим ребенком. Например : один ребенок уже к 4 годам может читать чуть ли не бегло, а другой, учась в школе даже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно знает или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, даже зная наизусть все правила, допускают на письме кучу ошибок.
На психическом уровне это выглядит как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформированность произвольной саморегуляции, и в целом как учебная и социальная неуспешность.
Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.
В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть.
В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.
Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.
Почему именно нейропсихология и нейрокоррекция?
Что же такое нейрокоррекция?
Нейрокоррекция- это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейропсихологическая коррекция включает в себя несколько групп игр и упражнений: дыхательные, глазодвигательные, самомассаж, телесные упражнения, игры на развитие межполушарного взаимодействия, игры на развитие чувства ритма, игры на релаксацию.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.
Цель: способствовать осознанию педагогами необходимости внедрения нейропсихологических технологий в психолого-педагогическое сопровождение педагогов.
Задачи:
• Познакомить участников тренинга с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
• Отработать совместно с участниками тренинга последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
• Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
• Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Материал и оборудование: столы, стулья, тренажеры по нейропсихологии, мячи, фломастеры и листы А-4 (по 2 на каждого участника, кубик с рисунком, знаки привествия, колонка.
Форма проведения: тренинг.
Категория участников: педагоги.
План проведения:
1. Приветствие.
2. Игра «Передай мяч».
3. Упражнение «Классики».
4. Упражнение «Веселые дорожки».
5. Упражнение «С бумажками играем - ум развиваем».
6. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
7. Упражнение «Зеркальное рисование».
8. Рефлексия.
Ход мероприятия:
Приветствие:
Логопед: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать, Вас, на моем тренинге «Применение методов нейропсихологии в работе учителя-логопеда ДОУ».
Давайте познакомимся и поздороваемся с Вами, непростым способом, а при помощи знаков. Для этого необходимо встать друг за другом и поздороваться. Если выбираете «ладошки» - здороваемся ладошками, «сердце» – обняться, «нота» - танцуем, «ступни» - прижимаем ногу к ноге. Кто поздоровался проходит и становится в круг.
Логопед: Наш мозг состоит из двух полушарий, это всем известно. Каждое из них выполняет свои особые функции. Левое - отвечает за речь, логику, анализ математических способностей. Правое - за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга важна работа двух полушарий. Это взаимодейстие влияет на обучение ребенка. Сегодня я ознакомлю вас нейропсихологическими упражнениями и играми, которые я использую в своей практике, для стимуляции речевой активности ребенка. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Логопед: Предлагаю Вам поиграть в игру «Передай мяч». Наша задача стать в круг ближе друг к другу. Возьмите мячик левой рукой. Теперь необходимо правой рукой накрыть мяч, захватить его и передать соседу справа, в левую руку правой рукой. И так, передаем по кругу мяч и продолжаем упражнение.
Педагоги делятся впечатлениями.
Логопед: Вы отлично справились!
Логопед: А сейчас я предлагаю сесть за столы. Перед Вами лежат тренажеры «Классики». Для выполнения этого упражнения Вам необходимо на кружок поставить один палец, а на квадраты два пальца одновременно. Двумя руками одновременно «перепрыгивают» по фигурам.
Педагоги делятся впечатлениями.
Логопед: Следующий тренажер «Веселые дорожки» (3D- конструкция). Этот тренажер состоит из симметричных рисунков, которые необходимо одновременно обводить двумя руками в противоположные стороны. Для усложнения выполнения упражнения необходимо сверху наложить лабиринт из прямых линий, а затем, завершая конструкцию, волнистой или зигзагообразной линией. А теперь Вам необходимо пройти все дорожки одновременно.
Логопед: Теперь предлагаю Вам немного подвигаться и поиграть. Для этого необходимо стать в круг. Будем выполнять упражнение «С бумажками играем - ум развиваем». Для этого несложного упражнения необходимо два листка бумаги размером с тетрадный листок и положить их на ладони. Теперь сминает одновременно двумя руками эти листы, зажимая их в кулак, а затем начинаем их разворачивать. Каждая рука работает со своим листом бумаги. Добиваемся максимально расправления листов. Упражнение выполняется на весу.
Логопед: Следующая игра «Кулак-ребро-ладонь». Для выполнения задания необходимо подойти к столу и, двигаясь по часовой стрелке, на каждый знак выполнять определенные движения: «круг» - поставить кулак, «прямоугольник» - ставим ребро, «ладонь» - кладем ладонь.
Педагоги делятся впечатлениями.
Логопед: для выполнения задания «Зеркальное рисование», предлагаю Вам присесть за столы, взять в обе руки по фломастеру и рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки от точки, расположенной по центру листа. А рисунок нам поможет определить кубик, на гранях которого нарисованы узоры.
Педагоги делятся впечатлениями.
Наш тренинг подошел к концу и хочу напомнить, что нейропсихологическая коррекция - одна из наиболее эффективных технологий работы учителя-логопеда, позволяющая получить результат в познавательном и речевом развитии, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
Рефлексия:
После проведения упражнений каждый педагог высказывается о том, что было сложно или легко.
Происходит рефлексия тренинга :
1. Что было сложно, не понятно?
2. Какие ощущения были при выполнении того или иного упражнения?
Надеюсь, что сегодняшние практические советы и задания Вам понравились и вы обязательно примените мой опыт у себя на занятиях! А я была рада поделиться с Вами!
Список использованной литературы:
1. Сборник под ред. П. Н Лосева, Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. -М., 2005.
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М. - Академия-2011.
3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Изд – во МГУ, 1973.
4. Калганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми : в 2 ч. -М. АЙРИС-пресс,2015.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. ,1996.
8. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М. ,1999.