Виктория Нарежная
Тренинг «Тимбилдинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг предназначен : для работников образовательного учреждения, среди которых возникают конфликты.
Программа тренинга командообразования рассчитана на построение доверия внутри группы работников, выработку навыков взаимодействия и соответственно сплочение коллектива.
Возраст участников: 25 – 55 лет.
Количество участников: 20 человек.
Пол участников: Женский.
Место проведения: просторный зал.
Продолжительность тренинга : 40 минут
Публикация «Тренинг „Тимбилдинг“» размещена в разделах
Проблематика: в процессе работы возникают споры и недопонимание различных рабочих нюансов. Работники не редко конфликтуют между собой. Эта проблематика и является необходимостью для проведения тренинга командообразования внутри коллектива.
Ход тренинга:
Правила тренинга :
1. Отключить мобильный телефон. Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.
2. Правило активности. Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.
3. «Здесь и сейчас». Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.
4. «Правило круга». Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.
5. «1 микрофон». Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.
6. «Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»
7. Принцип доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.
Что такое тимбилдинг?
Наверное, многие хоть раз слышали это слово, но значения его не знают. Если переводить с английского языка, термин расшифровывается как «построение команды». По-другому – командообразование. Это мероприятия, которые призваны сплотить коллектив, повысить эффективность его работы.
Цели тимбилдинга
Основные цели тимбилдинга можно сформулировать так:
• Создать у коллектива чувство единства;
• Заменить у работников чувство конкуренции на чувство сотрудничества;
• Обучить людей эффективно взаимодействовать между собой;
• Выработать у всех сотрудников понимание и доверие друг к другу;
• Сплотить команду, вывести «командный дух» на более высокий уровень;
• Укрепить авторитет руководства, используя неофициальные мероприятия;
• Дать сотрудникам возможность психологической разгрузки.
Разогрев (10 минут)
Упражнение «Чудное приветствие»
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.
Тренер говорит о существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Участникам тренинга предлагается встать и поздороваться друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.
Притча
Мы рады вам сообщить, что в наших тренингах есть определенные традиции. Одна из этих традиций начинать занятие с чего-нибудь теплого, доброго и светлого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча:
Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут.
Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит:
- Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал Человек в Рай. И что же он видит! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длиннющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Всем нам хочется, чтобы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. И чем больше добра, теплоты вы отдаёте - тем больше получаете в ответ. Сейчас у вас есть замечательная возможность поделиться чем-то теплым, светлым и радостным. Это означает, что вы имеете полное право подойти к любому участнику тренинга, и не только к одному, и сказать комплимент, приятные вещи, сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и свет. А он вам может на это ответить.
Обсуждение: таким образом, можно отметить, что говорить друг другу приятные вещи так же приятно, как и слышать.
«Счет в темноте»
Цель: Упражнение способствует разогреву группы, которая только собралась на тренинг и познакомилась, и вовлечению участников в то, что происходит «здесь и сейчас» на тренинге.
Врем: 5 минут.
Размер группы: 8-25 человек.
Процедура:
1 Тренер просит всю команду закрыть глаза.
2. Теперь всей командой нужно досчитать от 1 до 10. При этом один человек не может произнести две цифры подряд—в счете должна участвовать вся команда. Если двое говорят одновременно, все начинается сначала. Важно почувствовать друг друга и объединиться в единый процесс.
Основная часть (20 минут)
«Угадай, кто»
Цели и возможности применении: в тренинге по командообразованию помогает участникам лучше узнать друг с другом. Также его можно использовать для тренинга навыков невербальной коммуникации или сензитивности в общении, так как часто участники угадывают автора записки по выражению лица, изменению позы и т п.
Необходимые материал: Бумага для записей, карандаши.
Время: 3-10 минут, в зависимости от размера группы.
Размер групп: 4-20 человек.
Процедура проведения:
1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер дает инструкцию : «Каждый из нас — уникальная личность, у которой есть много граней. Пожалуйста, напишите на листочках какую-нибудь информацию о себе, которая пока не известна вашим коллегам. Пусть это будет что-то нестандартное: нелюбимый цвет или название улицы, на которой вы живете. Вы можете написать о своих увлечениях, например, о том, что вы танцуете танго или умеете готовить блюда африканской кухни. Вы можете написать о местах, где вы побывали, о том, что у вас дома живу восемь кошек, или о том, что вы говорите на японском языке. Не пишите о чем-то личном, о чем-то таком, что вы не хотите сделать предметом обсуждения. Подписывать листочки не надо». Все сдают тренеру листочки, и тренер их перемешивает.
Далее тренер зачитывает записки по одной, а группа должна угадать автора. Как правило, все группы успешно справляются с этой задачей, но если группа не может угадать автора после нескольких неверных предположений, то он может признаться.
«Бункер»
Психологический смысл игры заключается в отработке умений отстаивать свои интересы, развитии навыков группового взаимодействия. Кроме этого, данная игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями, осуществляя своё профессиональное и личностное самоопределение.
Участникам игры предлагается сесть на стульчики, стоящие кругом.
Представьте себе, это очень важно, именно ПРЕДСТАВЬТЕ, мир. Совершенную копию мира где живём мы все, 2017 год, машины ездят по дорогам, люди ходят на работу.
Добавим в эту воображаемую вселенную ядерную войну. Боеголовки уже упали, и вы с группой выживших видите ядерные грибки на горизонте. Вы получаете информацию из которой узнаёте, что совсем рядом с вами, есть Бункер, в котором сможет укрыться только половина из вашей группы. Помните о том, что это лишь смоделированная реальность.
Вам же нужно выбрать стратегию ваших действий, если бы это случилось на самом деле.
Из особенностей:
Бункер рассчитан только на половину группы, в нем людям хватит еды, воды и воздуха ровно на один год. И только по прошествии года, дверь можно будет открыть.
Как же определить, кто достоин попасть в бункер, а кто должен остаться и гнить в тепле ядерного огня? Всё довольно банально, у каждого человека есть профессия, это может быть: электрик, музыкант или строитель. Конечно же, ценность этих профессий, в пост апокалиптическом мире, совершенно разная.
Но у каждого персонажа есть ещё и навыки, знания, какие-либо предметы или свойства. Только в ваших силах, преподнести себя таким образом, чтобы именно вы стали главным претендентом на место в спасительном бункере. Руководствуйтесь логикой, рассматривайте людей не только с точки зрения полезности в бункере, но и после выхода из него!
О механике игры:
Основной процесс, это убеждение других игроков в том, что вы, ценнее, чем кто-либо ещё, и именно вас нужно взять в бункер.
Участникам раздаются карточки с ролями: пол, возраст, профессия (Приложение 1). Затем участникам предлагается создать сценический образ и выступить с самопрезентацией. После самопрезентации участникам тренинга дается время на обсуждение, в ходе которого принимается коллективное решение: кто остается на земле, а кто будет спасен. После обсуждения психолог просит озвучить принятое решение. Затем каждому участнику раздаются карточки с дополнительными условиями (болезни, предметы и т. д.). Теперь, учитывая новые условия, участники принимают окончательное решение, кто имеет право попасть в бункер.
Обсуждение:
Психолог: Наша игра завершена. Я прошу вернуться покинувших нас игроков. Теперь Вы вновь ученики. Выскажите свои впечатления об игре, мнение о своём герое. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать.
Следует делать акцент на том, что в игре оценивается не личность участников, а умение отстаивать свою позицию на примере абстрактных ролей и «обрекаются на гибель» не участвующие в игре подростки, а придуманные персонажи, интересы которых они представляют.
Релакс
«Горная вершина» (10 минут)
Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.
Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы. можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней.
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира. Поблагодарите его.
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.
Друзья, наше время подошло к концу. Я прошу поделиться своими впечатлениями, эмоциями и чувствами. Что понравилось, что больше запомнилось, а чего было мало.
Благодарю вас, до следующей встречи!
Приложение 1
Хирург-ортопед – женщина, 35 лет.
возможно заболела лихорадкой Эбола, а возможно и нет.
Плотник – мужчина, 25 лет.
стерилен
Электрик – мужчина, 50 лет.
имеет редкое генетическое заболевание
Сенатор – мужчина 40 лет
возглавит суд и юридическую службу
Фермер – мужчина, 30 лет
гей, но от него можно зачать ребенка
Химик – женщина, 65 лет
отличное здоровье и генетика
Психотерапевт – женщина, 40 лет
не способна к деторождению из-за перенесенной операции на яичниках
Строитель – мужчина, 36 лет
дополнительно инженер-электрик
Солдат – мужчина, 20 лет
фотографическая хорошая память
Арфист – мужчина, 30 лет
расстройство аутистического спектра
Зоолог – мужчина, 85 лет
Имеет код от бункера, с помощью которого можно выйти из бункера
Аукционист вин – женщина, 28 лет
IQ гения
Модный дизайнер – женщина, 32 года
хорошо шьет одежду и хорошо развиты оба полушария
Домработник – мужчина, 45 лет
хороший человек, работяга
Мороженщик – мужчина, 25 лет
Захватил с собой годовалый запас еды
Риэлтор – женщина, 30 лет
опытный акушер
Астронавт – женщина, 65 лет
Имеет с собой запас важных медикаментов
Руководитель частного инвестиционного фонда – женщина, 38 лет
с собой взяла деньги и драгоценности
Оперная певица – женщина, 27 лет
знает 7 языков и через 3 года от рака горла потеряет речь
Поэт – мужчина, 38 лет
Опытный врач – универсал