Получи документы

Тренинг для педагогов «Мой эмоциональный интеллект»

Екатерина Смагина
Тренинг для педагогов «Мой эмоциональный интеллект»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через работу с эмоциями.

Задачи:

• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональный интеллект», способами его развития.

• снизить уровень эмоционального напряжения;

• содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

• сформировать установку на сохранение и укрепление психического

здоровья.

Публикация «Тренинг для педагогов „Мой эмоциональный интеллект“» размещена в разделах

Участники: педагоги

Часть 1. Вводная

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об эмоциональном интеллекте, что это такое, способах его развития. А также, о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике и методах профилактики стресса. Научимся преодолевать негативные эмоции и расслабляться. Порисуем и отдохнем, ведь нужно делать паузы в работе и выделять время для психологической разгрузки.

Часть 2. Основная

Беседа «Эмоциональный интеллект»

1. Понятие «Эмоциональный интеллект», способы развития.

2. Почему возникает стресс в нашей работе и какие способы борьбы со стрессом вы знаете (Мы испытываем стресс из-за повышенной ответственности и профессиональных обязательств. Педагоги должны постоянно поддерживать свою компетентность и адаптироваться к новшествам в образовании. В работе возникают неожиданные ситуации с родителями и детьми, которые нарушают наше эмоциональное равновесие. В стремлении контролировать ситуацию мы забываем расслабляться.

Упражнение "Удовольствие"

Лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие.

Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.

Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.

Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

- громко запеть;

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Упражнение «Ассоциации»

Упражнение выполняется в кругу. Карточки с вопросами: на какое время похож наш коллега? На какой месяц? на какой плод, ягоду? на какую птицу? на какое животное? На какой камень? На какой цвет? на какое природное явление? Карточки раздаются педагогам и участника подбирают ассоциацию для каждого по кругу.

Упражнение «Закончи предложение»

Бланки с незаконченными предложениями: «Мои коллеги видят во мне…», «Я в коллективе…», «Три мои сильные стороны…», «Лучше всего у меня получается…», «Больше всего я люблю…».

Упражнение «Что меня больше всего раздражает в других»

Напишите на листочках, что вас раздражает в поведении и характере других людей. Каждый участник зачитывает свой ответ и идет обсуждение.

Упражнение «Моё настроение»

Под спокойную мелодию педагогам предлагается нарисовать своё настроение, эмоции и чувства. Метод «Мандала». По окончании рисования, задаются вопросы:

Что вы чувствовали в процессе работы?

Какие эмоции испытывали?

Почему выбрали эти цвета?

Часть 3. Заключительная

Рефлексия

Уважаемые педагоги! Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Чему вы научились сегодня? Что было самым интересным?

Какой вывод вы сделали? Что бы вы хотели обсудить на следующем занятии?

Релаксация под музыку

Спокойная расслабляющая музыка и визуализация под рассказ психолога.

Сюрприз для педагогов.

Записки с пожеланиями.

Прощание. раздать педагогам памятку «Методы борьбы со стрессом», раскраски антистресс, тест)

Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

- громко запеть;

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) Методика Н. Холла предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал: 1) эмоциональная осведомленность, 2) управление эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность, 3) самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14, 4) эмпатия, 5) распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Инструкция по применению методики Н. Холла. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов: Полностью не согласен — (- 3 балла); В основном не согласен — (-2 балла); Отчасти не согласен — (-1 балл); Отчасти согласен — (+ 1 балл); В основном согласен — (+2 балла); Полностью согласен — (+ 3 балла).

Текст опросника Н. Холла

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни. 2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни. 3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. 4. Я способен наблюдать изменение своих чувств. 5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни. 6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость, внутренний подъем и юмор. 7. Я слежу за тем, как я себя чувствую. 8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами. 9. Я способен выслушивать проблемы других людей. 10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях. 11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. 12. Я могу действовать успокаивающе на других людей. 13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия. 14. Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам. 15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей. 16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. 17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема. 18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения. 19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы». 20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто. 21. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица. 22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать. 23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются. 24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей. 25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью. 26. Я способен улучшить настроение других людей. 27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. 28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей. 29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей. 30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

2. Ключ к методике Н. Холла

3. Шкала «Эмоциональная осведомленность» — пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

4. Шкала «Управление эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

5. Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

6. Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

7. Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12,15, 24, 26, 27, 29. Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Высокий уровень – 14 и более баллов

Средний уровень – 8-13 баллов

Низкий уровень – 7 и менее баллов.

Интегральный показатель :

Высокий уровень – 70 и более баллов

Средний уровень – 40-69 баллов

Низкий уровень – 39 и менее баллов.

ЧТО ТАКОЕ МАНДАЛА

Мандала - санскритское слово, первичное значение которого – круг. Издревле, круг был одним из главных символов божества. Карл Густав Юнг первым ввел это слово в западную философию. По Юнгу мандала означала самость, то есть предельную целостность и полноту психического. Мандала – символ целостности, глубинного потенциала, совершенства личности. Создание мандалы, в первую очередь, помогает увидеть, почувствовать и осознать, а главное перенести на бумагу свои внутренние переживания. Страх одиночества, страх старости, страх бедности, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, комплексы, жесткие программы поведения навязанные нам воспитанием и социумом - все это часто спрятано настолько глубоко внутри нас, что мы не можем осознать их присутствие. Из глубины подсознания они заставляют нас совершать поступки не соответствующие нашим внутренним потребностям. Извлекая наши неосознаваемые конфликтующие программы и выражая их в мандале, вы перестаете позволять им управлять вашей жизнью. Вы возвращаем себе свободу выражать свои чувства.

Давно известно, что цвет и форма оказывают сильное воздействие на эмоциональное, физическое и духовное состояние человека. Это традиционно использовалось в целительских практиках различных культур и народов. Терапевтический эффект мандалы может быть использован как средство самопомощи при стрессе, соматическом заболевании, эмоциональном расстройстве, как взрослого, так и ребенка.

Создание тематических мандал способствует восстановлению здоровья, гармонизации отношений с любимыми и близкими для Вас людьми, улучшению материального положения, да и просто тестированию своего состояние на текущий момент.

Создание мандалы это очень хороший и простой способ решить многие проблемы!

Диагностика в Мандале. Большой круг мандалы Дж. Келлог.

0. Пустота. Она может соответствовать двум состояниям личности:1. Абсолютный жизненный тупик (самостоятельно не выберется).2. Состояние глобального перехода. Пустота в данном случае может соответствовать ощущению вибрационной невесомости, внутренней тишине, отсутствие пространства и времени. Существование со всеми, объединяющий опыт, единение. Яйцо.

1. Паутинка. Черные круги. Ощущение черной пустоты. Данное состояние чаще описывается как ощущение расщепления, тяжести инерции, покинутости, безнадежности, сдавленности. Чувство холода, падение в бездну. При рисовании чаще используется только два цвета (как ребенок в момент рождения создает себе систему координат). Эта мандала характерна для наркоманов, больных в тяжелом, кризисном состоянии как экзистенциональном, так и реактивном. (Изгнание из рая.)

2. Блаженство. Соответствует состоянию: полета, бесплотности, невидимости, доверия, безграничности пространства, самоотдачи, экстаза, отпущения грехов (я чист). На мандале нет центра, нет структуированности, выход за границы круга, часто используется синий цвет, изображается вода, звезды. Состояние человека соответствует состоянию родившегося ребенка. Чувство базового доверия к миру. Невероятная эмпативность. Это состояние свойственно художникам и алкоголикам.

3. Лабиринт, спираль. Чаще используемые слова при описании данной мандалы: фокусировка, вихрь. Стрела, дыхание, ворота (в храм, вход в подземелье, судьба. Паутина, пуповина, плацента. Это состояние соответствует состоянию отделения от матери, виден выход, признак наличия динамики. Если спираль закручивается по часовой стрелки это хороший доступ к регрессивному материалу, если против, то регресс есть, но он не осознается.

4. Начало. Чаще используемые слова при описании данной мандалы: мать и дитя, мадонна, рост, магия. При рисовании появляется треугольник. Продолжается формирование системы координат. Если треугольник стоит на основании, это является признаком хорошей дифференциации себя от других (формирование эго, крепко стоит на ногах. Если треугольник вершиной вниз, то человеку нужна поддержка. Используется палитра млекопитающихся – красный, оранжевый.

5. Мишень. Используемые слова при описании: сдавление, засасывание, водоворот, конфронтация, ритуалы, паранойя. При рисовании часто используют концентрические круги, что говорит о формировании психологических защит, копинг-механизмов. Появляется поведенческая гибкость. Формируется этические представления, социальные роли, нормы. Происходит первичное самоопределение, формируется первичное эго. Это характерно для ритуального поведения, компульсий, навязчивостей. Палитра млекопитающих. БПМ – 2.

6. Единоборство с драконом. Патологическое расщепление.

Используемые слова при описании: дракон, негативизм, противоречия, амбивалентность, расщепление, страх, уход.

Эта мандала характерна для подростков13-14 лет (вторичная сепарация с родителями). Возможен дебют эндогенных заболеваний. Если у человека в таком состоянии есть тревога, она становится меньше при агрессивном поведении. Также такая мандала характерна для богемного типа личности - тратится много энергии на поддержание инаковости: «Я не такой как все».

Чаще используется желтый цвет. Изображают солнце, звезды, небо, землю.

7. Оквадрачивание круга. Использованные слова при описании мандалы: равновесие, внутренняя нравственность, воля, целеполагание, мышление. В этот момент у человека развивается рациональная парадигма (я хочу понимать).

На мандале чаще рисуют крест, квадрат, жесткие фигуры. Человек ищет новую систему координат. Палитра земноводных и млекопитающих, много зеленого цвета.

8. Функционирующее Эго. Используемые слова при описании: форма и размер, сила, деяние, прямота, гармония, функциональность. На этом этапе происходит углубление рациональной части. Сформирована установка «Я есть». Идет отработка «Я есть», когда я что-то делаю. Социализация сознания. Это ранняя зрелость 22-29 лет, есть профессия, решение духовных вопросов откладывается. В мандалах рисуют свастику и пятиконечные звезды. Характерна человеческая, сложная палитра. Ассоциация с музыкой Моцарта.

9. Кристаллизация. Используемые слова: опыт, я в мире, я и другие, общество, местоположение. На этом этапе возможна зависимость от социальных ролей, маски начинают прирастать. Ограниченна степень свободы. В мандале рисуют цветы, орнамент, кристаллы, симметричные рисунки. Основной цвет – голубой. Преддверие хорошего экзистенционального кризиса. На этом этапе возможна смена профессии.

10. Врата смерти. Это промежуточная стадия между низом и верхом. Используемые слова: распятие, унижение, поражение, могила, богооставленность, статика, изоляция. Изменения, происходящие с человеком, пока не могут быть осознанны. Человек утрачивает контроль.

Это экзистенциональный кризис. В мандалах появляется перевернутый треугольник (разрушение всего, что строил, андреевский крест. Палитра человеческая – темные цвета (темно-коричневый, темно-синий). Ассоциация с музыкой Стравинского, Шнитке.

11. Фрагментация. Используемые слова: расчленение, утрата я, дезинтеграция, гниение, шизофрения, мрачный ритуал, неприятно, ничего не хочу менять, бесполезно. Часто рисуют концентрические перечеркнутые круги (мишень, паутина). Встречается при шизофрении, онкологических заболеваниях (терминальные стадии, тяжелом старческом маразме. Субъективно переживается как распад «Я». В палитре полный хаос. Смотрится такая мандала очень тяжело. Рисующий стремится нарисовать мандалу большего размера.

12. Трансценденция. Экстаз. Используемые слова: белый цвет, нирвана, фонтан, божественная энергия, деяния без бытия, воскрешение, естественная красота. В рисовании встречается изображение пламени (пламя разума, летящей птицы (парящий орел, павлинье перо. Разнообразная палитра (млекопитающихся и взрослая). Попадание в самость.

Значение цветов в Мандалах Света

Белый

Значение: свет, покой, удача, очищение, исцеление, целомудрие, девственность, единство, целостность, сосредоточенность. Цвет чистоты и одухотворенности. Белый цвет заряжает энергией, возвышает и очищает.

Черный

Значение: ночь, покой, тьма, таинственность, тайна, вызов, вода, статичность. Цвет Абсолюта. Олицетворяет бесконечность и женскую жизненную силу. Способствует завершению незавершенного, формирует внутреннюю стойкость. Укрепляет силу Духа.

Красный

Значение: огонь, жар, энергия, жизнь, активность, благоденствие, активная мужская энергия, страсть. Цвет активности. Обеспечивает запас энергии и выживания. Активирует творческий импульс. Обладает особой энергией воли и могущества.

Розовый

Значение: женственность, добро, гармония, любовь, нежность, утонченность. Цвет сердечной любви. Пробуждает любовь к жизни. Помогает найти ответы внутри себя. Наполняет энергией любви.

Оранжевый

Значение: движение, ритм, радость, чувственность, смирение, дух, солнечный свет. Цвет Солнца. Обеспечивает гармонию полярностей, путем выравнивания мужского и женского восприятия.

Желтый

Значение: интуиция, разум, смысл, мудрость, свобода, божественное озарение, восхищение. Цвет Первичной Материи. Зарождает интерес к духовным ценностям. Исцеляет ум и тело. Формирует духовный иммунитет, защищает от низких вибрационных энергий.

Зеленый

Значение: мироздание, жизнь, вера, гармония, мягкость, обновление, целостность. Цвет бессмертия. Способствует объективному видению мира. Наполняет энергией для реализации задуманного.

Голубой

Значение: покой, мир, ясность, миролюбие, творчество, легкость, слово, знание, идея, преданность, разум. Цвет истины. Наполняет оптимизмом и очищает ум. Развивает способность предвидения.

Синий

Значение: Вселенная, время, глубина, тайна, гармония, устойчивость, познание, защита, мудрость, покой. Цвет духовного обновления. Гармонизирует и приводит в равновесие все аспекты жизни. Наделяет способностью выявлять причинно-следственные связи.

Фиолетовый

Значение: интеллект, ментальность, понимание, знание, вера, таинство, воодушевление, смирение, духовность. Цвет души. Помогает принимать все происходящее в жизни со спокойным сердцем. Напитывает энергией вдохновения.

КЛЮЧ для анализа рисунка:

1. центр – зрелость, отсутствие центра – инфантильность, отсутствие зрелости;

2. симметричная мандала – устойчивая; ассиметрия – признак внутреннего напряжения;

3. расположение вверху – обращение к духовности, внизу – физическое, центр – социум;

4. слева – прошлое, центр – настоящее, справа – будущее;

5. движение против часовой – регресс, если вовнутрь – клиент готов поглощать знания, энергию, ресурсы, во вне – готов отдавать;

6. наличие белого пространства – некий внутренний потенциал, боязнь проявить активность, осторожность, недостаток какой-то информации, уход от социальных отношений;

7. если в эссе нет связей – есть внутренние противоречия. Присутствуют животные – высокий уровень энергии.

Пришло время действовать!

Пришло время закончить старое и начать новое!

Слушайте каждого. Идеи приходят отовсюду!

Сосредоточьтесь на семье и гармонии с окружающем миром!

Теперь настало время попробовать что-то новое!

Терпение! Вы почти у цели!

Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает вашему развитию, загляните внутрь себя!

Будьте внимательны к подсказкам судьбы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Мой эмоциональный интеллект»
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 20:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов «Мой эмоциональный интеллект»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Смагина (УИ 2220024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД