Елена Голубева
Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Наша дружная семья»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально - личностному развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Тренинг коррекции детско-родительских отношений
«Наша дружная семья».
Составитель: педагог – психолог Голубева Е. В.
Чебоксары 2014
Публикация «Тренинг коррекции детско-родительских отношений „Наша дружная семья“» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.
Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны от самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем и на сколько семья благополучна. Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, чувство защищенности и стимулирование его развития. Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. Семья, как направляющая сила и образец для подражания, играет огромную роль в становлении личности. Ведь семья – это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных ценностях.
Изменения, происходящие в экономической, политической сфере, социальная напряженность привели к ухудшению психического здоровья семьи. Родители утратили психологическую связь с детьми, поэтому лишились возможности узнавать и понимать истинные причины нервно-психических заболеваний, нервных срывов, неуспеваемости в школе, отклоняющегося от нормы поведения своих детей.
Вместе с тем хорошо известно: ребенок полностью зависит от семьи. В ней происходит удовлетворение важнейших потребностей в защищенности, доверии, любви. Возможность удовлетворения этих потребностей является необходимым условием его эмоционального благополучия, процесса развития.
Важнейшим условием положительного самоощущения является безусловное принятие ребенка родителями и их сотрудничества с ними. Отрицательные состояния – это нередко результат отвержения матерью или отцом.
Поэтому, одним из направлений работы психолога, работающего в детском учреждении, является взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка.
Отношения между членами семьи сказываются на формировании личности ребенка.
На основании этого, я считаю, что одна из задач семейного консультирования сегодня – это налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье.
В качестве примера формы работы в этом направлении предлагаю тренинг детско-родительских отношений «Как мы чувствуем друг друга».
Цель тренинга – гармонизация детско – родительских взаимоотношений.
Задачи, решаемые в ходе тренинга :
1. Создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
2. Обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
3. Научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения;
4. Формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Продолжительность: 1,5 часа.
Участники: дети старшего дошкольного возраста с родителями.
Методы работы, используемые в тренинге :
• игровая терапия,
• телесно-ориентированная терапия,
• арт-терапия.
Материалы:
1. Бейджики по количеству родителей и детей;
2. Фломастеры;
3. Альбомный лист А 3 по количеству детско-родительских пар;
4. Краски;
5. Кисточки;
6. Стаканчики-непроливайки с водой;
7. Фломастеры,
8. Карандаши цветные и простые;
9. Ластик;
10. Шарфики по количеству детско-родительских пар;
11. Магнитофон;
12. Запись колыбельной песни.
Ход тренинга.
1. «Оформление бэйджиков»
Всем участникам предлагается написать на своей карточке любое игровое имя: настоящее, сказочного персонажа, вымышленное. Можно предложить выбрать то имя, которое человек хотел бы иметь в жизни.
2. «Наши имена»
Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. (Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку).
Примечание: это упражнение позволит составить представление о нынешнем состоянии участников тренинга.
3. Упражнение «Семейный герб и гимн»
Психолог рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – ребёнок» предлагается нарисовать свой герб.
Затем все рисунки выкладываются в круга на полу, и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).
Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.
После завершения работы идет обсуждение.
Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
Примечание: родитель и ребенок герб рисуют совместно. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.
4. Упражнение «Найди своих родителей»
Инструкция: ребенку завязываются шарфом глаза. Родители садятся на стулья в ряд. Ребенок, обходя ряд, на ощупь должен найти своего родителя. Играют все участники. Можно предложить родителям с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.
5. Упражнение «В магазине зеркал»
Психолог: «В магазине много зеркал. Туда вошёл человек с обезьянкой на плече. Она увидела свои отражения в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала строить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения».
Всем участникам нужно побывать в роли «обезьянки» и в роли «зеркала».
6. Упражнение «Дракон кусает свой хвост»
Все участники встают друг за другом в цепочку и крепко держатся за талию впереди стоящего игрока. Первый – «голова» дракона, последний – «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост».
Примечание: «головой» дракона должен побывать каждый участник. 7. Упражнение «Любящие родители»
Родителям предлагается роль «родителя», а потом они меняются со своими детьми ролями – родители исполняют роль «ребенка», а их дети роль «родителя». Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.
(Звучит колыбельная музыка).
Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала родитель нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Они гладят ребенка по телу, начиная от головы, далее гладят руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево. Затем роли меняются. Родители становятся «детьми», а дети – «родителями».
По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.
8. Рефлексия.
Список использованной литературы:
1. Бенилова С. Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми., Москва. : Книголюб. 2002.
2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва., Издательский центр «Академия», 2000.
3. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии. СПб. : Питер. 2000.
4. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов на - Дону. : Феникс. 2005.
5. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Москва. : Владос. 2001.
6. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов на - Дону. : Феникс. 2005.