Оксана Викторовна Потафеева
Тренинг коммуникативных умений для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сплочение коллектива, создание особой атмосферы взаимодействия участников, создание группового доверия и принятия.
Задачи
1. Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают)
2. Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.
3. Объединение, сплочение группы
4. Развитие межличностных связей.
5. Включение в совместную деятельность
Упражнение 1. «Приветствие».
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
Анализ упражнения:
1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?
2. Список качеств, важных для общения.
Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.
Инструкция: "На первом этапе (5 минут) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, тем интереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним словом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своих знакомых и т. д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.
На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на доске (табло) или большом листе бумаги.
На третьем этапе каждый участник записывает в свой листок только что составленный общий список качеств, важных для общения. Он может иметь следующий вид:
Список качеств, важных для общения:
• Умение слушать;
• Тактичность;
• Умение убеждать;
• Интуиция;
• Наблюдательность;
• Душевность;
• Энергичность;
• Открытость.
Затем каждый из участников по 10-бальной шкале оценивает наличие у себя, перечисленных качеств".
3. Упражнение «Испорченный телефон»
Передать по кругу, говоря друг другу на ушко, следующую информацию:
На реке камыши,
Разыгрались там ерши,
Круг побольше, круг поменьше,
Круг совсем малыши.
Информация передаётся один раз.
4. "Дар убеждения"
Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).
Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
5. "Геометрические фигуры"
За определенное время нужно построить геометрическую фигуру из всех участников группы.
Прямоугольник – за 12 сек
Квадрат – за 10 секунд
Треугольник – за 8 секунд
Ромб – за 6 секунд
Круг – за 3 секунды.
6. Игра «Авиадиспетчеры».
Инструкция: «В игре участвуют по 4 человека: три авиадиспетчера и пилот (см. схемы). Авиадиспетчеры располагаются спиной к лётному пространству. Пилот с самолётом ставится на противоположной стороне – на аэродроме. В небе размещаются «грозовые тучи» (стулья, столы). Авиадиспетчеры по очереди направляют самолё т в аэропорт с помощью команд: «Шаг вперёд, шаг вправо, шаг влево, шаг назад, поворот направо и налево». Если пилот может выполнить команду, он отвечает «Есть». Если не может, отвечает «Бим».
Игра проводится два раза. На втором этапе игры авиадиспетчеры меняются, ими становятся зрители, которые видели как стоял пилот в первый раз. Пилот ставится спиной к авиадиспетчерам, т. е в обратную сторону, меняется «облачность».
Комментарии. Обычно группа не справляется со вторым вариантом, т. к. мешает сформировавшаяся запрограммированность относительно расположения пилота. Спустя 3 – 5 минут можно остановить диспетчеров и попросить каждого показать как, по их мнению, стоял пилот. Когда все диспетчеры ответят, спросить, на основании чего они решили, что пилот стоял именно в этом направлении. Обсудить как была сформирована запрограммированность.
7. Синяя птица
Однажды синяя птица неожиданно влетает в окно вашей комнаты и попадает в ловушку. Что-то в этой заблудившейся птице привлекает вас, и вы решаете оставить ее у себя. Но, к вашему удивлению, на следующий день птица меняет цвет с синего на желтый! Эта очень необычная птица меняет цвет каждую ночь — на утро третьего дня она ярко-красная, а на четвертый день она становится совершенно черной. Какого цвета птица, когда вы просыпаетесь на пятый день?
1. Птица не меняет цвет; она остается черной.
2. Птица возвращается к своему изначальному синему цвету.
3. Птица становится белой.
4. Птица становится золотой.
Ключ к тесту «Синяя птица»
Птица, которая влетела в пашу комнату, кажется символом удачи, но неожиданно она меняет цвет, заставляя вас беспокоиться о том, что счастье будет непродолжительным. Ваша реакция на эту ситуацию демонстрирует то, как вы реагируете на трудности и неопределенность в реальной жизни.
1. Те, кто сказали, что птица осталась черной, смотрят на жизнь пессимистически.
Вы склонны полагать, что, если ситуация однажды ухудшилась, то она никогда уже снова не нормализуется? Может быть, вам необходимо попробовать думать в таком ключе: если все так плохо, то хуже уже не будет. Помните, нет дождя, который не закончился бы, и нет ночи, после которой не наступил бы рассвет.
2. Те, кто сказали, что птица снова стала синей, практичные оптимисты.
Вы верите в то, что жизнь — это смесь хорошего и плохого и что не стоит бороться с этой реальностью. Вы принимаете неприятности спокойно и позволяете вещам идти своим чередом без излишнего беспокойства и стресса. Этот взгляд позволяет вам благополучно переносить волны бедствий и не давать им унести себя.
3. Те, кто ответили, что птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно.
Вы не тратите время на волнения и нерешительность, даже когда развивается кризис. Если ситуация становится слишком скверной, вы чувствуете, что лучше вовремя прекратить это невыгодное дело и поискать другой путь к своей цели, чем увязнуть в никому не нужном горе. Этот подход означает, что все, вроде бы, происходит естествен-ным образом и по-вашему.
4. Тех, кто сказал, что птица стала золотой, можно описать словом «бесстрашный».
Вы не знаете, что такое давление. Для вас каждый кризис — это благоприятная возможность. Вас можно сравнить с Наполеоном, который сказал: «. Невозможно — это не французское слово». Но будьте осторожны, не дайте своей безграничной уверенности взять над вами верх. Грань между бесстрашием и безрассудностью очень тонкая.
8. "Дружественная ладошка"
На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает своё имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).