Гульназ Султанова
Тренинг для воспитателей «Хорошее настроение — залог успеха»
▼ Скачать + Заказать документы
«Хорошее настроение – залог успеха»
Цель: Улучшение психологического климата в коллективе; активизация процесса самопознания и формирования адекватной самооценки; освоение способов снятия эмоционального напряжения.
Ход тренинга
Психолог: Настроением называется более или менее устойчивое, довольно продолжительное эмоциональное состояние человека. Смена настроения - это обычная функция нашей нервной системы. Ведь именно она является неким барометром, который реагирует на любые изменения в нашей жизни. Однако перепады настроения сильно влияют на качество нашей жизни: мы либо сворачиваем горы, либо лежим, смотря в потолок. Для наших близких это тоже испытание – тяжело общаться с человеком, настроение которого нельзя предугадать, а значит непонятно, как себя вести. И вот они мучаются в догадках, что же случилось с вами и как вам помочь. Хорошее настроение не нужно ждать, его нужно создавать самостоятельно. Каждый человек должен самостоятельно выделять источники позитивного настроя, так как у всех он разный. Для кого-то хорошее настроение, это прогуляться по лесу, кто-то радуется общению с близкими и друзьями, а кому-то достаточно просто послушать любимую музыку. Научитесь влиять на собственный настрой, даже если жизнь «подкидывает» вам не приятные сюрпризы.
Публикация «Тренинг для воспитателей „Хорошее настроение — залог успеха“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Упражнение «Здравствуй друг»
Участники делятся на пары.
Здравствуй друг – жмут друг другу руки;
Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;
Где ты был – берутся за ухо;
Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди;
Ты пришел – раскрывают руки в стороны;
Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.
2. Упражнение «Дадим отпор.»
Психолог: Все участницы становятся в круг. Психолог называет страхи и опасность. Если кто-то из участниц боится того, что было озвучено, то она должна встать в круг. Все остальные участницы, оставшиеся за кругом, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошёл в круг) и громко, дружно скажут: «Дадим отпор.». Основные критерии этого упражнения – быстрота, громкость и дружность защиты. Фразы психолога начинаются со следующего выражения: «На нас напали.» Ответ участниц начинается с фразы: «Дадим отпор.»
• Неуверенность;
• Тревога;
• Страх;
• Внутреннее напряжение;
• Отчаяние;
• Беспокойство;
• Боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих.
3. Упражнение «Рецепт хорошего настроения»
Психолог: Вам всем вместе нужно придумать рецепт для поднятия настроения. Учитывается оригинальность, доступность и простота рецепта, а также сочетание в нем новизны и юмора.
4. Упражнение «Слушай других»
Психолог: Разделитесь на 2 команды. У каждой из команд есть стишок. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить. Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.
Вводный стишок психолога:
На маленькой полянке
Стоит зеленый дом,
А в доме том зеленом
Живет веселый гном.
Гном-гном, как тебя зовут?
Стих для группы № 1:
Вася! У меня рубашка в клетку!
Я пришел к тебе из леса,
Чтобы получить конфетку!
Стих для группы № 2:
Петя! У меня штаны в горошек!
Я пришел к тебе из сказки!
Рассказать, что я хороший!
Вопросы для обсуждения игры:
• Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?
• Что вы услышали?
• Почему было трудно слушать?
Психолог: Как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.
5. Упражнение для релаксации «Облако».
Займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь. Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам ваших рук. Кончики пальцев рук как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что руки постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает ваши кисти, расслабляет их и подымается вверх по рукам… До локтей… Еще выше… Вот уже все ваши руки погружаются в приятную теплоту, расслабляются… По венам и артериям рук бежит свежая обновленная кровь, даруя им отдых и питая новыми силами… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать… Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из скул… Из челюстей… Губы становятся мягкими и податливыми… Разглаживаются морщинки на лбу… Веки перестают подрагивать… Они просто сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо… Он приятен и добр – этот воздушный поцелуй… Воздух несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… Все ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется, уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией… Вы расслаблены и свободны. Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один».
Итак, семь… Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают… Шесть… Ваши мышцы наполняются силой и энергией… Пять… Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать… Расслабленность заменяется собранностью… Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, поворачивайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза
6. Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу, перекидывая друг другу апельсин и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
7. Упражнение «На что похоже мое настроение сейчас?»
Педагоги сидят в кругу. Мяч передается по кругу. Каждый рассказывает о своем настроении, сравнивая его с каким-либо состоянием, событием или предметом, фруктом, природным явлением и т. п.
8. Упражнение «Пианино»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Воспитатели садятся по кругу и кладут ладони на колени соседей. Психолог запускает движение, один хлопок – вправо, два хлопка – влево, сидящие по бокам продолжают заданный рисунок хлопков.
9. Упражнение «Плюс-минус»
Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Педагог - психолог: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы».
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
10. Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Психолог: «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».
Фразы для карточек:
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Откровенно говоря, я мечтаю …
Откровенно говоря, наши педсоветы….
11. Притча «Ценность внутри вас»
Один известный психолог начал свой семинар по психологии, подняв вверх 500-рублевую купюру. В зале было около 200 человек.
Психолог спросил, кто хочет получить купюру. Все, как по команде, подняли руки. Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю, - продолжил психолог.
Он скомкал ее и спросил, хочет ли кто-то все еще получить ее. И снова все подняли руки. Тогда, - ответил он, - я делаю следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем поднял, купюра была мятая и грязная.
«Ну и кому из вас она нужна в таком виде?» И все опять подняли руки. Дорогие друзья, - сказал психолог, - только что вы получили ценный наглядный урок. Несмотря на все, что я проделал с этой купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 500 рублей.
В нашей жизни часто случается, что мы оказываемся выброшенными из седла, растоптанными, лежащими на полу. Это реалии нашей жизни… В таких ситуациях мы чувствуем себя никчемными.
Но неважно, что случилось или случится, ты никогда не потеряешь своей ценности. Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит.
Наша ценность определяется не тем, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. Ты особенный и не забывай об этом никогда!
12. Упражнение «Волшебный мешочек»
Цель: поднятие настроения.
Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебногомешочка, который подскажет им, что них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Педагог – психолог:
Можно создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
13. Изготовление талисмана «Божья коровка»
Божья коровка - древнейший символ счастья и удачи. По одной из славянских легенд в Божью коровку обратилась жена Перуна. Девушка была неверной своему мужу, за что и поплатилась. С тех самых пор женщина работала на своего мужа. Спускалась на землю, одаривала смертных приятными, радостными посланиями по поручению Перуна.
Талисман Божья коровка выполняется в виде фигурки из керамики, дерева, воска.
Не меньшей силой обладают и талисманы с изображением Божьей коровки - рисунки, фотографии, открытки. А мы с вами, коллеги, сделаем талисман из аппликации. (Педагоги выполняют под релаксационную музыку).
14. Упражнение «Я в лучах солнца».
ИНСТРУКЦИЯ: На чистом альбомном листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети-с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой повсюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.
15. Упражнение «Пожелание по кругу».
Психолог: Пожелаем всем сразу здесь присутствующим что-то приятное. Желаем по очереди по часовой стрелке.
Я вам желаю, чтобы Вы всегда с хорошим настроением шли на работу и получали большое удовольствие от своей работы и от общения членами коллектива!
Рефлексия тренинга :
Психолог: - Помог ли вам тренинг снять напряжение и улучшить эмоциональный настрой? Что-то изменилось в вашем ощущении и самочувствии?