Юлия Белова
Тренинг для родителей «Создание благоприятной психологической среды в семейных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 193»
Разработчики:
Педагог-психолог Прокофьева А. Д.
Воспитатель: Белова Ю. Г.
Тренинг для родителей
«Создание благоприятной психологической среды в семейных условиях»
Ведущий: - Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас видеть. В теплой, доброжелательной атмосфере сегодня поговорим об очень важном– родительской любви.
Публикация «Тренинг для родителей „Создание благоприятной психологической среды в семейных условиях“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Известно, что у родителей есть ряд неких обязательств перед своими детьми: они должны обеспечить детей одеждой, едой, условиями жизни. Но кроме этого, они также ответственные за их физиологическое и психологическое здоровье. А для того, чтобы обеспечить полноценное развитие личности, необходимо удовлетворить ряд ее потребностей.
Главная потребность детей - любовь. Именно в семье дети берут силы и энергию для жизни, учатся мудрости.
Мама и папа - главные естественные воспитатели ребенка. Не зря говорят, что «яблоко от яблони не далеко падает», «какое дерево, такие и ветки, какие родители, такие и детки». Дети подражают взрослым, копируют их, ориентируются на их поведения, как на образец.
Говорят, что дети – драгоценность. «Не думайте, что воспитываете детей только тогда, когда с ними говорите или наказываете. Вы воспитываете их каждый мигом своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» - говорил А. Макаренко.
Давайте же начнем!
1. Приветствие. Упражнение «Пальчики».
Цель: создание позитивного настроения, актуализация принципа «здесь и сейчас», настраивание на работу в группе.
Участники тренинга занимают места по кругу, тренер предлагает им поздороваться, но поздороваться необычно, указательными пальцами.
2. Упражнение «Правила».
Цель: акцентирование внимания участников на правилах работы в группе и регламентации работы.
3. Мозговый штурм (совместно с родителями разбираются выделенные аспекты, которые проговариваются)
Чтобы перейти к обсуждению того, что же такое благоприятная психологическая среда в семье и каким образом она достигается, следует выделить основные потребности ребенка – дошкольника (выполняется совместно с родителями)
В семье удовлетворяются основные потребности ребенка - дошкольника:
- в любви и принятии;
-в понимании и уважении;
-в новых впечатлениях;
-в самостоятельности;
-в соблюдении правил;
-в организации жизни.
Способы удовлетворения эмоциональных потреб ребенка:
- контакт глазами;
- телесный контакт;
- пристальное внимание;
-дисциплина, режим;
-пример взрослых;
- обеспечение самостоятельности.
Чтобы знать, комфортно чувствует себя ребенок, необходимо различать проявления эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка.
Эмоциональное благополучие ребенка выражается в таких чертах:
-ребенок демонстрирует гуманное поведение;
-умеет сочувствовать и сопереживать;
-проявляет чувство юмора;
-демонстрирует потребность в телесном контакте;
-умеет удивляться;
-уверен в себе;
- умеет общаться со сверстниками и старшими взрослыми.
У ребенка может проявится эмоциональное неблагополучие, если:
-в семье есть противостояние стилей воспитания;
-есть эмоциональная депривация;
-присутствует гиперапека;
-процесс воспитания в семье проходит в ужесточенных рамках;
Чаще всего эмоциональное неблагополучие переживают дети, которые воспитываются в проблемных семьях. В таких семьях часто учат и контролируют, отсутствует качественное общение и общая деятельность.
Эмоциональное благополучие обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрации ребенку своего положительного отношения к нему: - принятие ребенка с его положительными и отрицательными качествами; - создание в семье безопасной атмосферы, наполненной положительными эмоциями; - поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;- поддержка успехов ребенка; -выражение своих чувств: делится чувствами- значит доверять; - решение конфликтов конструктивными способами.
Как результат, у ребенка возникает чувство эмоционального комфорта, склонность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает, что дает уверенность ребенку в отношениях с миром. И ребенок вырастает уверенным человеком, что верит в свои силы, и который сможет реализоваться.
Упражнение «Собери карточки».
-Уважаемые родители. Вот и 1 задание для вас - к началу каждой фразы в первом столбике подберите конец – вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой.
Вы понимаете, что детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения.
Если ребенка часто критикуют… …он учится верить
Если ребенка часто высмеивать… …он учится осуждать
Если ребенок живет с чувством безопасности… …он учится уверенности
в себе
Если ребенка часто подбадривают…. он учится справедливости
Если ребенка часто одобряют… …он учится быть терпеливым
Если с ребенком обычно честны… … он учится хорошо к себе относится
Если к ребенку часто бывают снисходительны… …он учится быть робким
- А теперь давайте проверим себя:
Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относится.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
(обсуждение полученных результатов с родителями)
Упражнение «Правила для ребенка»
Безусловно, в каждой семье есть правила и порядки, которые чаще всего характеризуют стиль воспитания, удобный для данной семьи. Назовите, пожалуйста, те стили воспитания, которые вам известны и чем они характеризуются? (ответы родителей)
Каким образом у вас в семье происходит установка правил поведения? Какие правила поведения есть в вашей семье? (ответы родителей)
Цель: становление ограничений для детей.
Существует много ситуаций, когда родители должны устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если они маленькие и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем заменить ограничения на правила поведения.
Ваше задание – необходимо написать правила для ребенка, на употребляя слова «нет». Например: - Нельзя переходить улицу на красный свет/ необходимо переходить улицу только тогда, когда светится зеленый свет на светофоре. – Не спеши во время еды/ будем кушать медленно. - Не кричи так громко/ будем разговаривать тише. – Не рисуй на стене/ рисуй на бумаге.
Упражнение «Время перемен»
Сегодня мы с вами поговорили о том, каким образом может быть достигнут эмоциональный комфорт ребенка, попробовали разобраться в стилях воспитания, грамотно сформулировать правила поведения ребенка. Сейчас я предлагаю вам представить и сформулировать, а что конкретно вы могли бы изменить в будущем в своей семье для гармонизации эмоционального климата там? Вы можете не произносить это вслух, но я попрошу вас нарисовать это. Чтобы этот рисунок остался с вами как напоминание о ваших прекрасных стремлениях к переменам.
1. Заключение. Рефлексия.
Наша встреча подходит к концу и я ее хочу завершить такими словами:
Берегите своих детей, их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились,
Никого нет дороже слез, что с ресничек родных скатилась.
Если валит усталость с ног, совладать с ней нету мочи,
Ну, а к вам подойдет сынок, или руки протянет дочка,
Обнимите покрепче их, детской лаской дорожите –
Это счастья короткий миг, быть счастливыми поспешите.
Ведь растает, как снег весной, промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной повзрослевшие ваши дети.
Перелистывая альбом с фотографиями детства,
С грустью о былом, о тех днях, когда были вместе.
Как же будете вы хотеть в это время опять вернуться, чтоб им маленьким песню спеть, щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех, от игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех, берегите, пожалуйста, детство.
- Что вам запомнилось? – Что нового узнали (ответы родителей)
9. Упражнение «Аплодисменты».
Цель: снятие эмоционального напряжения, улучшение настроения.
Мы с вами хорошо поработали. И в конце нашей встречи я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не убежали от нас, их необходимо крепко накрепко объединить аплодисментами.