Олеся Миронец
Тренинг для педагогов «Жизнь как спорт: от цели к результату»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, способствующего сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.
Задачи:
- развитие системы профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде;
- формирование у педагогов мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности;
- раскрытие значение целей в жизненных достижениях человека;
- формирование навыков постановки целей;
- формирование мотивации на достижение поставленных целей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами коснемся одной из сторон нашей жизни, той стороны, которая направлена на будущее – это наши цели. Я уверена в том, что у каждого есть определенные цели в жизни. Но всегда ли мы их достигаем? Почему это происходит? Именно сегодня мы займемся осознанием и постановкой наших целей с применением некоторых приёмов, которые используют профессиональные спортсмены для достижения высоких результатов, а иногда и олимпийских рекордов.
Но для работы нам необходимо ближе познакомиться с такими понятиями как «цель», «желание» и «мечта».
Вопросы для обсуждения:
- «Что такое желание?»
Желание – потребность, для которой характерны: осознанность (чего я хочу, мотив (почему я это хочу) и представление о возможных способах удовлетворения (как этого достичь).
- «Что такое мечта?»
Мечта – это воображаемый образ желаемой действительности, то, чего мы хотим, к чему стремимся, ради чего живём. Мечта наполняет нашу жизнь смыслом и заставляет меняться к лучшему. Наверняка, каждый из вас слышал выражение «стать лучшей версией себя».
- «Что такое цель?»
Цель – это представление о будущем или желаемом результате, который человек или группа людей представляют себе, планируют и обязуются достичь (обсуждение).
Мы с вами определили, что низшей ступенью достижения цели является желание, что-то сиюминутное, влечение, стремление к осуществлению чего-либо. Затем идет мечта, уже что-то более обособленное, глобальное, но мы необязательно предпринимаем шаги для ее осуществления. И высшее понятие – цель – предвосхищение конкретного результата, который обособлен во времени, для достижения цели мы предпринимаем конкретные действия. Недаром говорят, что цель – это желание, ограниченное во времени; а мечта – это цель без ограничения во времени. «Цель от мечты отличает действие. Сделайте из мечты цель и начните действовать» — говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Человеческий мозг гораздо лучше воспринимает конкретные, а не абстрактные образы, графики, чертежи и конкретные действия.
Что же влияет на достижение цели? Какие факторы? Их можно разделить на внешние и внутренние. Какие причины могут лежать в самом человеке?
Как вы думаете, какой фактор является решающим: внутренний или внешний. Я вам даю время, а вы подумайте и составьте формулу в процентном соотношении: на сколько процентов зависит достижение цели от самого человека, а насколько от внешней среды? Обсуждение.
К сожалению, или к счастью, дать правильный ответ на этот вопрос невозможно. Пожалуй, можно отметить только то, что чем лучше сформированы у человека волевые качества, тем меньшее влияние на него оказывают внешние обстоятельства.
Технология превращения мечты в цель.
Мечта — это полуфабрикат, из которого можно приготовить цель. И этот процесс состоит из последовательных 7 шагов:
• Определяем критерии достижения цели. (Как я узнаю, что моя цель достигнута)
• Соглашаемся с ценой вопроса. (Чем и сколько я готов заплатить за это)
• Назначаем точную дату достижения цели (Когда я достигну того, чего хочу)
• Проводим анализ трудностей. (Внешние организационные трудности и внутренние психологические опасности.)
• Ищем символическую награду. (Какой я воздвигну «памятник» моей победе)
• Делаем письменный договор с самим собой.
• Конструируем ежедневный самоанализ (дневник наблюдений, трекеры полезных привычек и дел) — читаем договор ВСЛУХ.
Что делает спортсмен каждый день, чтобы достигнуть желаемого результата? Правильно, тренируется. А также выполняет каждодневные действия:
- правильные мысли (настрой);
- предсоревновательный и предстартовый регламент;
- план борьбы;
- саморегуляция психофизического состояния;
- индивидуально-оптимальное состояние боевой готовности;
- правильные реакции на ошибки.
Для достижения поставленных целей необходимы:
- САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
- САМООРГАНИЗАЦИЯ
- САМОПОСТРОЕНИЕ
- САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Рассмотрим каждую из этих сфер более подробно, начнем с самоопределения (целеполагание, актуальные потребности, определение сильных сторон личности и психологического ресурса). Необходимо, в первую очередь, определиться со своими желаниями и целями. Необходимо точно понимать истинно ли это ваше желание или это желание продиктовано вашим окружением, условиями жизни, общественным мнением и т. д. Конечно, если желание истинно ваше, то и мотивации воплотить его в жизнь гораздо больше. При планировании сложных дел можно разбить цель на отдельные задачи. Например, ваша цель — аттестация. Цель довольно сложная, необходимо разделить ее достижение на множество небольших этапов:
- сначала — сбор необходимой информации об особенностях аттестации (сроки, требования, условия);
- конкретизация временных рамок;
- выработка собственной стратегии прохождения аттестации и т. д.
Точно таким же образом надо поступать с любыми сложными задачами, разбивая их на мелкие до тех пор, пока не станет ясно, что именно для выполнения своего плана вы сможете сделать уже сегодня и прямо сейчас.
Важно правильно рассчитать свои возможности (ресурсы). Вы хотите получить высшую категорию, проработав в школе три месяца? Рискованная цель и очень труднодостижимая. Но если вы верите в себя настолько, то почему бы и нет. Здесь главное, как вы оцениваете себя и свои возможности, а не мнение окружающих.
Итак,
- Цель должна быть ориентирована на результат! (Ради чего я приложил все эти усилия, стоит ли результат затраченных ресурсов);
- Цель должна быть значимой для меня! (Все-таки это моя цель);
- Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении (например, к родительскому собранию я должен быть готов до 12 октября).
- Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни (труднодостижимые, практически «нереальные» цели).
Упражнение «100 хотелок»
Снизить/уменьшить/избавится
(сбросить баланс) Повысить/увеличить/прибавить
(увеличить ресурс) Видоизменить
Упражнение «Мой арсенал»
Цель Конкретные действия Выполняю хорошо Нужно совершенствовать Хочу
освоить
Упражнение «Три цвета личности»
Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Психолог объясняет значение каждого цвета: зеленый – «как все», синий – «как некоторые», красный – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (на его взгляд) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» - качество, свойство характера или особенность поведения, стиля жизни, роднящее его с некоторыми, но не со всеми участниками. На листочке «как никто больше» указываются уникальные черты данного человека, которые или вообще не свойственны остальным, или выражены у него значительно сильнее.
После завершения работы участники обращаются к листочку, на котором записаны черты «как все». Их задача – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснить, действительно ли они обладают такой же особенностью. Затем организуется обсуждение. Таким же способом психолог просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.
Упражнение позволяет участникам увидеть себя как некое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
Самоорганизация (превращение целей в задачи, долгосрочное/среднесрочное и кратковременное планирование, тайм-менеджмент (регулярные дела, «горящие дела», планы, мечты, учёт и контроль, ежедневная мотивация).
Доказано, что наибольшую эффективность имеют те действия, которые приносят нам радость и удовольствие. Например, если мы будем изнурять себя тренировками, истощать жесткими диетами, мозг будет воспринимать наши действия по отношению к организму, как враждебные, и они не принесут в полной мере желаемого результата.
Упражнение «Пять приятных дел»
Участникам предлагается записать 5 приятных для них дел, доставляющих удовольствие. Далее данный список необходимо проранжировать по степени удовольствия, доступности и частоте использования, что позволит выбрать наиболее приятные и доступные занятия. Участники по очереди называют самый оптимальный способ восстановления психоэмоционального состояния. В результате обсуждения можно сделать вывод, что они имеют возможность к саморегуляции, но, по разным причинам этого не делают.
Примерный перечень способов эффективной саморегуляции:
• смех, улыбка, юмор;
• размышления о хорошем, приятном;
• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
• рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;
• вдыхание свежего воздуха;
• чтение стихов, художественной литературы;
• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
• прослушивание спокойной, тихой музыки;
• общение с приятными людьми;
• увлечение, хобби;
• общение с искусством;
• поездки, прогулки, путешествия.
Упражнение «Группа поддержки»
Перечислите тех людей, которые в проблемной ситуации "за вас" - Вы знаете, что они вас поддерживают и могут аргументировать свою поддержку, если Вы их спросите. Это могут быть ваши родные, близкие, друзья, герои книг и кинофильмов и даже вымышленные персонажи. Расскажите о каждом из них, о том, что конкретно они думают о вас, что уже говорили вам в реальности (про ваши сильные качества, достижения, способности и другие ресурсы). Объедините всех этих людей мысленно в одну группу, чтобы они стояли рядом. И позвольте каждому из них начать говорить слова поддержки. Сначала это может звучать как множество наложенных друг на друга голосов. Но при желании Вы можете подойти и вслушаться в каждый. Обратите внимание на свои чувства, когда вы слушаете кого-то конкретно или всех одновременно.
Отправляйтесь в сложную для вас ситуацию не один. Возьмите с собой мысленно всех этих людей. Разрешите им оказать Вам поддержку там и тогда, где и когда они Вам так нужны.
Самопостроение (психологические усилия над собой, формирование положительных привычек, правильных установок, волевые усилия, тренировки). Конечно, для того, чтобы достигать поставленных целей человек должен быть в хорошей физической форме. Для большинства людей здоровье (состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов) является одной из высших ценностей. А вы заботитесь о своём здоровье?
Упражнение «Мои полезные привычки».
Педагоги встают со своих мест и выстраиваются в линию или встаю в круг, в центре круга вывеска «Здоровье».
Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный – не двигайтесь.
• Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
• Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
• Я посещаю бассейн, тренажерный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;
• У меня отсутствуют вредные привычки;
• Я соблюдаю режим дня;
• Я правильно питаюсь;
• Я эмоционально уравновешен;
• Я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом, ближе всего с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья.
Известно, что наше здоровье зависит от нашего настроения. А что может поднять нам настроение? Одно из доступных средств это музыка и танцы.
Упражнение «Танец отдельных частей тела».
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен.
- танец головы;
- танец плеч;
- танец рук;
- танец ног;
- танец бедер;
- танец всего тела.
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела. При помощи данного упражнения мы с вами избавились от мышечных зажимов, «выплеснули» негативную энергию.
Упражнение «Поглотители времени»
Цель: выявление препятствий, мешающих в достижении профессиональных целей.
В предложенном списке найдите и отметьте все занятия, которые можно определить, как «поглотители времени».
Причины потерь времени:
- нечеткая постановка цели;
- отсутствие приоритетов;
- попытка слишком много сделать за один раз;
- не планирую предварительно свой день;
- не умею отделить важные дела от второстепенных;
- личная неорганизованность, недисциплинированность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т. п.);
- отсутствие самодисциплины;
- не всегда знаю, что нужно делать;
- «расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания зон ответственности;
- отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
- не умею сказать «нет»;
- не довожу начатое до конца;
- долго раскачиваюсь в начале каждого дела;
- много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;
- не знаю своего личного ритма физической и умственной активности;
- спешка, нетерпение;
- медлительность;
- недостаточный контроль за перепорученными делами;
- очень легко отвлекаюсь (например, на шум).
Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени (домашнее задание «Я больше никогда не буду это делать»).
Внимательно следите за тем, чтобы в Вашей жизни сохранялось равновесие. Работая до изнеможения, Вы не сможете обмануть организм, он все равно возьмет свое, и если Вы не остановитесь, он сделает это принудительно. А это явно не входит в Ваши планы.
Основной принцип равновесия: важно количество времени дома и качество времени на работе. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, — ради этого и стоит работать над собственной эффективностью. Помните, сто «загнанных лошадей пристреливают».
Самореализация (процесс раскрытия своих способностей и выражения себя на пути к цели).
Древние мудрецы говорили, что, «изучая себя, мы изучаем мир». Зная свои достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо: в нужный момент обойти препятствие, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, не «рвать» понапрасну сердце, постигать новое и продуктивно работать, отдыхать, расслабляться и т. д.
Замечено, что в условиях кризиса и необходимости решить сложную проблему вопрос о смысле, о цели своей жизни взрослый человек решает в первую очередь. Нерешенный вопрос о смысле существования или утрата привычных жизненных ценностей лишают его внутреннего духовного стержня, на который «нанизываются» все другие жизненные смыслы. Если человек живет без осознания смысла своей жизни, то у него рано или поздно возникает ощущение пустоты и никчемности своего существования, происходит снижение жизненного тонуса, и наступает депрессия. Другими словами, он становится уязвимым к воздействию разрушительных неблагоприятных факторов жизни и работы.
Если человек верит в то, что в его жизни присутствует сверхсмысл, своей верой он создает внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья, потому что сам человек изначально уверен, что ни одно тяжелое событие в его жизни не проходит впустую, во всем заложен глубинный, скрытый от человеческого сознания смысл существования. Другими словами, у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности страданий, переживаний и потерь. Не стоит забывать о том, что счастлив не тот, кто достигает результата, а тот, кто умеет наслаждаться процессом.