Кириллова Юлия Александровна
Тренинг для педагогов «Жить полной жизнью — не сгорая на работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальностью темы является, то что, СЭМ в большинстве случаев подвержены люди, работающие в системе «человек-человек», т. е. непосредственно с людьми. А именно профессия педагогов (учителя, воспитатели) подвержены больше всего, как видно на диаграмме – 42 % по сравнению с другими профессиями. Думаю, что вы со мной согласитесь, что этому поспособствовали следующие известные нам факторы, как:
- большое количество документации;
- многочисленные проверки;
- контроль администрации;
Публикация «Тренинг для педагогов „Жить полной жизнью — не сгорая на работе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
- работа с тяжелыми родителями, детьми.
Отсюда и появляется негативизм со стороны педагога и признаки ЭВ
- СЭВ не обошел стороной и наш педагогический коллектив ДОУ и так же повлияли те самые факторы. По результатам анкетирования были выделены всеми известные фазы СЭВ: резистенция, истощение, напряжение, признаки которых нашлись у каждого педагога. Поэтому мы и ведем работу не только с детьми и родителями, но и с педагогическим коллективом. Запланировали нашу работу на год в 4 этапа, но за основу брали форму – тренинга :
1 этап – анкетирование педагогов, обработка результатов, выявление фаз СЭВ у педагогов.
2 этап - Поиск путей выхода и предотвращения СЭВ (с элементами тренинга).
3 этап - Тренинг «Мы умеем общаться!» по конфликтогенам
4 этап – Круглый стол (формулирование выводов).
.Итак, после проведения анкетирования педагогов, мы перешли ко 2 этапу нашей работы – профилактика и снижение симптомов СЭВ. Так как у педагогов преобладают разные фазы и симптомы ЭВ, так и были подобраны разные упражнения для каждой фазы. Разделила педагогов на подгруппы по методу шляп, только за шляпы у нас выступают те самые фазы СЭВ: фиолетовая шляпа – резистенция, голубая – истощение, синяя – напряжение.
5 сл: - На данном слайде во время тренинга были предложены следующие упражнения и пути их решения по фазе «Резистенция» :
- «Удовольствие». Это упражнение помогло педагогам вспомнить те виды деятельности, хобби которые приносят им удовольствие, и многим было сложно вспомнить их, а так же проранжировать по степени удовольствия.
- мозговой штурм «Мой рецепт преодоления стресса». Здесь педагоги выделили ту самую проблему, которая по и мнению мешает им в работе, а так же создает сильное напряжение.
А в конце данных упражнений педагогам были даны решения данным проблемам, как например:
- осуществить в жизнь то, что они написали, т. е. то, что приносит настоящие удовольствие;
- послушать мнение других педагогов по решению вашей проблемы (мозговой штурм);
- а главное прислушиться к себе и понять, что нужно сделать, чтобы выйти из стрессовой ситуации, ведь сами того не осознавая мы знаем, что нужно нам и нашему организму.
6 сл: - Следующая группа голубых шляп, упражнения подобранны по фазе «Истощение».
- «Телеграмма». В данном задании предлагалось вспомнить педагогам свои положительные качества личности, ведь иногда очень трудно дать оценку себе, похвалить себя и вспомнить что мы все – уникальные.
- А в игре «Молекулы и атомы» - педагоги сняли мышечное, эмоциональное напряжение и всем коллективом – сплотились. Именно эта игра вызвала много + эмоций - смех, радость, командный дух, доброжелательность.
А решением данных проблем было:
- в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, вставить написанные качества личности и в конце телеграмму зачитать вслух. Почувствовать, какие эмоции и чувства, вы испытываете в данный момент, какое настроение преобладает. И предлагается читать его чаще!
- а так же игра «Молекулы и атомы» это пример для нас, поскольку все мы с вами являемся капитанами нашего корабля по имени «Детский сад» и только от нас зависит насколько комфортным будет плавание!
7 сл: - И наконец, упражнения, подобранные для последней фазы «Напряжение» :
- «Ластик/ вторая жизнь рисунку» - в данном упражнение педагоги попробовали несколько способов решения своих проблем через ее рисование, по окончанию выполнения рисунка, педагогам предлагалось :
- взять ластик и «стирать» до тех пор, пока картинка не исчезнет;
*разорвать листок и выкинуть в контейнер (больше всего понравился этот вариант);
*дорисовать рядом – решение проблемы, или каким вы ее видите в дальнейшем;
Именно это упражнение и подсказывает, что когда мы чувствуем ЭВ, и не можем справиться с проблемой, то ее легче отпустить, стереть, как и рисунок.
- «Водопад». Этот вариант упражнения всем известный, он помогает расслабиться, побыть наедине самим собой, послушать приятную мелодию, как в данном случае – шум водопада, одновременно с нужными указаниями педагога, обращающий внимание на дыхание, расслабление во время упражнения.
*во время расслабления представьте мысленную картинку, где бы вы хотели очутиться во время стрессов, проблем, тревог…
8 сл: - И мы переходим к 3 этапу работы с педагогами по решению конфликтных ситуаций и навыкам общения, формой которой является – тренинг.
На экране вы видите построенную мною структуру тренинга :
- разбор позиций общения;
-подбор упражнений для сплочения коллектива;
- решение педагогических и повседневных ситуаций;
- анализ фрагментов фильмов (то что, по моему мнению очень эффективное).
Итак, рассмотрим их более подробнее.
9 сл: - На данном слайде представлена – беседа с педагогами о позициях общения между людьми, их характеристика. Я познакомила с такими:
- «Жертва»…. По итогам беседы педагоги узнали о характерных особенностях каждой позиции, какую роль она играет в общении в коллективе, и даже некоторые педагоги узнали себя в этой позиции. Разбор данных типов общения подвело педагогов к следующему этапу нашего тренинга.
10 сл: - Это – разыгрывание (решение) педагогических и повседневных ситуаций, которые можно увидеть на экране. Данное упражнение интересно тем, что педагоги должны решить ситуацию не просто так, а с принятием на себя той роли (позиции, которая им досталась (флюгер, жертва). По итогам решения ситуаций, педагоги не только попробовали встать на место другого человека, понять, что мы все разные и с разными типами темперамента, но и получили заряд + эмоций.
11 сл: - Так же во время тренинга педагогам были предложены следующие упражнения, направленные на приобретение уверенности в себе, осознания своего я, ну, и конечно же на сплочение коллектива:
- «Цветок знакомств!» (проведен который в самом начале нашей встречи, который позволил педагогам обратиться к себе, и назвать тот цветок, на который похож их характер, темперамент, т. е. с которым они себя ассоциируют и объяснить почему (так же вызвало много эмоций, кто – то назвал – кактус, потому что иногда бывают колючими в общении, а кто – то – ромашка, которая всегда легкая в общении с людьми).
- «Самое хорошее в моей жизни!» - это пожалуй, оказалось самое трудное упражнение для педагогов. Было довольно сложно вспомнить 5 важных событий (достижений) в своей жизни, определив их соответствующим цветом, что говорит о том, что мы забываем хвалить себя, и помним только плохое. По окончанию упражнения многие педагоги выступили со своими рисунками, и многое назвали то, что про них не знали другие педагоги.
12 сл: - И самый интересное по моему мнению – это показ и разбор педагогами анализ фрагментов фильмов, в которых были предложены разные стили общения и ситуации. Взяла такие фрагменты из фильмов, как: «Республика Шкид» :
- «общение между пед. коллективом»;
- учитель словесности – между педагогом и детьми.
И фрагмент из фильма «Гарри – Потер» : разговор Гарри и учителя.
Во первых педагогам было в новинку и очень интересно разбирать ситуации на основе анализа фрагментов из фильма (пусть они и были шуточные).
А во вторых – педагоги вспомнили стили общения, проанализировали их, назвали + и – стороны, а так же на основе фильмов обратились к себе – какому стилю общения придерживаются они в работе.
- А так же у нас запланирована на май месяц, но еще не проведен 4 этап работы – круглый стол (обобщение выводов и своих впечатлений о проведенных встреч).
13 сл: - Ну и можно сделать заключение, что для профилактики СЭВ, снятия стресса, повышения собственной самооценки, помогает:
- помощь психолога (тренинги, практикумы.);
- хобби (мы сами лучше знаем, как помочь себе – йога, танцы, рисование);
- саморегуляция поведения (быстрые приемы, которые помогают в критических ситуациях: смех, улыбка, дыхательные упражнения, движения).
14 сл: - Ну а завершение своего выступления я хотела сказать одной фразой известного американского психолога Кристины Маслач «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие», что означает, что все проблемы и стрессы идут от нас самих, и проблема в нас, что мы чаще всего жалеем себя, а не ищем пути решения выхода из ситуаций! Всем рекомендую почитать ее книгу, которая так же и называется «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
Спасибо за внимание!