КУДРЯВЦЕВА НАДЕЖДА
Тренинг для педагогов «Эмоциональное выгорание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика психологического здоровья и эмоционального выгорания педагогов в ДОУ.
Задачи:
1. знакомств с понятиями эмоционального выгорания;
2. снижение уровня психического выгорания и эмоционального напряжения;
3. формирование установки на сохранение и укрепление психического здоровья;
4. сплочение педагогического коллектива.
Материалы и оборудование: листы бумаги, карандаши, ручки, магнитофон, релаксационная музыка, листы с изображением лестницы.
Ход тренинга
Публикация «Тренинг для педагогов „Эмоциональное выгорание“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема нашего тренинга сегодня "Эмоциональное выгорание педагогов".
Предлагаю для начала ознакомиться с понятиями эмоционального и профессионального выгорания.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.
В современном мире выросли требования со стороны родителей к педагогам. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается нагрузка, а вместе с тем, и нервно-психическое напряжение и переутомление.
Все это может привести к эмоциональному и профессиональному выгоранию
Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми.
Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью.
Упражнение "Поза Наполеона"
Цель: педагоги эмоционально раскрепощаются, настраиваются на работу.
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: "Раз, два, три!", каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Ожидаемый результат: настрой на работу и взаимодействие.
Упражнение "Молодец!" (5-7 мин.)
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: "А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!" и т. д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело, повышение самооценки педагогов.
Выдвигаем идеи. "Как справиться с эмоциональным выгоранием?"
Цель: выработка мероприятий по предотвращению эмоционального выгорания.
Участники разбиваются на несколько команд (по 5-6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи - по одной на каждой. Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:
Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли. Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстративная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют наш внутренний генератор идей.
Самые лучшие - это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения.
Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке.
По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.
Анализ идей. Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.
"Дышите глубже"
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох - пауза - выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох - пауза - выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!
Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза. Попробуем!
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Анкета.
Давайте с вами пройдем диагностику профессионального выгорания.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;
3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.
Сегодня я хочу предложить вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный настрой.
Заключительная часть. Медитация "Вершина горы".
Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.
Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте, что вы находитесь в долине, окруженной горами. Посмотрите на одну из гор. Какая у нее поверхность?
Подойдите к ней. Начните подниматься в гору. Это воображение, поэтому возможно все. Если вам нужны какие-то вспомогательные средства, то воспользуйтесь ими. Помните, вам нужно подняться.
Очень внимательно наблюдайте за своим восхождением. Как вы поднимаетесь? Следите за своими чувствами.
Вы оказались на вершине. Посмотрите вокруг. Прислушайтесь к своим ощущениям. Как вы себя ощущаете на вершине?
Раскиньте руки в сторону и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Почувствуйте, как свежий, прохладный воздух наполняет каждую вашу клеточку. Побудьте на вершине столько, сколько вам нужно.
Потом медленно начинайте спускаться. Наблюдайте за собой. Что вы чувствуете? Гора – это ваше отношение к достижениям в жизни. Вершина горы – это цель. Путь к вершине – это ваша дорога к достижениям и целям. Спуск – ваше отношение к неудачам.
Проанализируйте ощущения, возникавшие во время медитации, и вы поймете, как относитесь к достижению цели и неудачам. Подъем на гору – это шаги к цели. Спуск – отношение к неудачам.
В завершений тренинга посмотрим мудрую притчу про мудрого осла.
Упражнение "Пять добрых слов"
Оборудование: листы бумаги, ручки
Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Задание. Каждый из вас должен:
обведите свою левую руку на листе бумаги;
на ладошке напишите свое имя;
потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.
В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, вы пишете какое - нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с "комплиментами".
Обсуждение
- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей "руке"?
- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Рефлексия:
- Как вы себя сейчас чувствуете? Что было самым интересным для вас сегодня? Какие из приведенных техник вы возьмете себе на вооружение?
Завершающее упражнение: сидя или стоя в кругу, каждый участник передает зажженную свечу (заготовить заранее) и говорит соседу пожелание в новом году. Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости! Спасибо за работу!