Самарцева Оксана
Тренинг для педагогов «Осознание профессиональных мотивов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных умений педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).
Задачи тренинга:
1. Способствовать повышению мотивации педагогов к восприятию инноваций и формированию мотивации, как ресурса работы с детьми;
2. Осознание участниками своей индивидуальности, поиск резервов для более эффективной работы.
3. Накопление эмоционально-положительного опыта, снижение негативных переживаний.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
4. Формирование педагогической рефлексии для оценки происходящего.
Мотивация (теоретическая часть)
Слайд 1 (профессия педагог)
Психолог: Уважаемые педагоги, общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные затраты. Как вы думаете, какие? (интеллектуальные, эмоциональные и психические). А с какими проблемами сталкивается педагог в современном мире? Со стороны родителей? В системе образования? В педагогическом коллективе? (выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе, преобразования в системе образования, возрастает количество конфликтных ситуаций в коллективе).
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно- психическое напряжение личности, переутомление.
Как вы думаете, к чему это может привести?
Слайд 2 (Стресс)
Такие ситуации достаточно быстро приводят к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Слайд 3 с названием
Тема нашего тренинга «Осознание профессиональных мотивов».
На протяжении тренинга мы с вами будем работать в одной команде, будем учиться высказывать своё мнение, присматриваться к друг другу, открывать друг в друге что-то новое, будем учиться общаться.
Практическая часть.
Спокойная музыка
Слайд 4 (Солнышко)
1. Упражнение «Визитка»
Участники изготавливают и оформляют визитки. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится».
Вывод: Главная идея этого упражнения - дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.
Слайд 5 (Орех)
3. Упражнение «Орехи»
Инструкция. Возьмите в руки орех. Рассмотрите его. Обратите внимание на цвет, форму, текстуру, наличие впадин и выпуклостей, рисунок. Постарайтесь заметить все особенности этого ореха. Запомните его. Положите его в тарелку рядом с другими орехами. (В это время орехи перемешиваются в тарелке.) А теперь постарайтесь среди других орехов найти «свой» - тот самый, особенный, который вы долго рассматривали, находили его отличительные особенности.
Вывод: «Вы работаете с разными детьми, каждый из которых -индивидуальность, каждый уникален вне зависимости от возраста, пола, характера. Постарайтесь в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, откройте это и развивайте в нем то, скрытое, о чем он сам не подозревает.
Слайд 6 (листики)
Спокойная музыка
5. Упражнение «Плюс-минус»
Инструкция. Вам надо написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы. Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему.
Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна.
Слайд 7 (мусорное ведро)
6. Упражнение “Ведро мусора”
Посередине комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.
Слайд 8 (замусоренная комната)
Инструкция: Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «Я обижаюсь на…», «Я сержусь на…», и тому подобное».
Слайд 9 со словами Я обижаюсь на, Я сержусь на…. Я боюсь… и т. д.
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Рефлексия
Спокойная музыка
8. Упражнение-медитация «Создание выразительного образа Я»
Слайд 10 (дерево)
Инструкция: Закройте глаза и сосредоточьте всё своё внимание на своих телесных ощущениях. Представьте, что все ощущения принадлежат красивому молодому деревцу. Ощутите себя этим молодым деревцем. Почувствуйте. Как жизненная энергия питает всё ваше тело. Живительная сила, поступая через ноги, проходит через всё тело… И заполняет тело энергией снизу до верху. Энергия наполняет каждую клеточку организма свежестью и бодростью. Ощутите, как организм жадно впитывает эту живительную энергию. Весь организм оживает, пробуждается от спячки. Грудь медленно распрямляется. Плечи сами собой опускаются. Хочется сделать вдох полной грудью (глубокий вдох и свободный выдох). Тело медленно и плавно выпрямляется. Позвоночник принимает идеальное положение. Шея принимает удобное положение. Голова выпрямляется. Деревце всем своим естеством тянется к солнцу, к теплу, к радости, к насыщенной жизни. Ощутите это состояние пробуждения и медленно произнесите про себя: «Я – сильная, активная, целеустремлённая личность. Я открыта для новой, яркой и насыщенной жизни. Я живу здесь и сейчас, каждую минуту, каждую секунду. Каждое мгновение я ощущаю новый прилив силы и бодрости!» Организм пробуждается от спячки! Насладитесь этим пробуждением! Сделайте глубокий вдох, затем с выдохом потянитесь всем телом вверх. Потянитесь с удовольствием! Сделайте встряхивающее движение всем телом! Откройте глаза! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
Рефлексия: Расскажите о своих ощущениях. Что вы чувствуете? Что вам понравилось или не понравилось на тренинге? В чем была трудность? Что вы для себя подчеркнули?
Психолог: Мне бы хотелось поделиться с вами одной древней мудростью, которая гласит: «Сильнее всех, владеющий собой!» Не подражай другим, будь самим собой. Выработай такое отношение к жизни, которое освободит от беспокойства».
Слайд 11 (мудрость)
И напоследок хотела поделиться с вами кратким курсом доброжелательных отношений, т. е. памяткой, на которой написаны важные слова. Их надо научиться говорить:
Слайд 12 (памятка)
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы»!