Гром Вера
Тренинг для педагогов «Развитие навыков «активного слушания»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Но, к сожалению, приметой нашего времени становится то, что многим нашим современникам виртуальная жизнь заменяет жизнь реальную, а компьютер становится лучшим другом и советчиком. Что в свою очередь мешает полноценному самовыражению человека, ограничивает его, создает барьеры в общении, искажает и обедняет жизнь.
Публикация «Тренинг для педагогов „Развитие навыков „активного слушания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Работать над умением активно слушать можно в ходе проведения тренингов. Эта форма проведения занятия, консультации, где происходит специально организованное общение, очень эффективна для профессионального роста, потому что каждый является активным участником процесса. Такие занятия улучшают взаимоотношения с окружающими, в коллективе, повышают продуктивность делового взаимодействия. Тренинг поможет не только рассмотреть, но и проиграть конкретные проблемные ситуации, которые могут возникать у педагога в работе с детьми. Прежде всего определим цель проведения занятия.
Цель:
- обучение педагогов основам активного слушания,
- овладение навыками активного слушания, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.
Ход занятия
1. Приветствие
Встать в круг и повернуться к коллеге и сказать комплимент. (Это упражнение позволяет снять напряжение и создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, ближе познакомиться, если есть малознакомые люди).
2. Беседа
- Что для Вас означает понятие «активное слушание» и как оно реализуется в педагогическом процессе?
Воспитатели по очереди высказывают свое мнение, что это такое. Психолог подводит итог.
«Активно слушать ребенка» значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив ему чувства». (Гиппентрейтер).
«Активное слушание» - это проявление внимания и заботы, а также бережного отношения к внутреннему миру ребенка. «Наше внимание дает им (детям) возможность ясно увидеть самих себя и воспитывает в них веру в себя, так необходимую каждому, чтобы найти себе место в мире» (Д. Элиум).
- Приведите пример «активного слушания» (примеры ситуаций приводят воспитатели).
3. Техника активного слушания
Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка, родителя, готовность принять ее.
4. Правила техники активного слушания
- контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)
- повтор услышанного от собеседника;
- «отзеркаливание эмоций»;
- «отзеркаливание позы» - копирование позы собеседника.
5. Работа с проблемными ситуациями
Цель: понять, как можно использовать полученные знания.
Психолог обсуждает, как можно работать с возникающими проблемными ситуациями.
1) Просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, сказок, где есть конфликтные ситуации, обсуждение поведения героев и их оценка.
2) Проигрывание различных ролевых игр, где дети получают возможность поразмышлять о своем поведении в конфликтных ситуациях.
3) Проигрывание ролевых игр, направленное на создание доверия, взаимопонимания.
4) Проигрывание ситуаций из жизни.
Упражнение «Выйди из круга».
Все участники встают в круг (их задание – не выпускать из круга коллегу, а один остается в центре круга (его задачи – любым путем выйти из круга) и пытается выйти из него.
Упражнение «Попроси игрушку».
Участник просит игрушку, с которой очень хочет поиграть, но пока она у других «детей» (роль детей выполняют педагоги).
Упражнение «Сиамские близнецы».
Воспитатели делятся на пары и завязывают ноги (правая нога одного привязывается к левой ноге другого). После чего им необходимо несколько раз пройти по помещению. Затем происходит обсуждение игры (как чувствовали себя участники, как удавалось им договариваться и учитывать интересы партнера).
Упражнение «Карусель» (дает возможность проиграть проблемные ситуации, учит умению устанавливать контакт с ребенком и выходить из конфликтных ситуаций). Участникам предлагается разыграть различные ситуации, характерные для детей, посещающих детский сад. Для этого можно разделиться на пары: ребенок – педагог. Каждая пара получает одну ситуацию и разыгрывает ее, показывая реакцию воспитателя, и его способ выхода из создавшей ситуации.
Для разыгрывания предлагаются следующие высказывания детей:
- «Я хочу к маме…» (плачет) (решение проблем адаптации,
- «А Маша меня обижает …» (выход из конфликтных ситуаций)
- «Не хочу заниматься…Я буду играть в конструктор.» (ходит по группе во время общего занятия)
- «Помогите мне переодеться на прогулку. Я ничего не умею…»
Обратная связь (важна для рефлексии) : что понравилось не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, насколько было комфортно некомфортно, какие впечатления.
6. Завершение работы
Упражнение «Моя любимая игрушка».
Участникам предлагается вспомнить любимую игрушку, при этом активизируются эмоциональные воспоминания.
Упражнение «Что нас объединяет?
Каждый участник произносит одну фразу и заканчивает ее по своему, исходя из своих ощущений (способствует развитию самоанализа, сплочению коллектива.)
Упражнение «Мои ресурсы…»
Каждый участник получает лист бумаги, где ему предлагается записать для себя свои ресурсные качества и способности – «что у меня есть, чтобы эффективно общаться и успешно решать проблемные ситуации».
7. Обратная связь по итогам проведения занятия
Что понравилось - не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, что нового узнали.