Анна Плясунова
Тренинг для педагогов на снятие психоэмоционального напряжения «Долой усталость»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Долой усталость»
Цель: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения для улучшения психологического здоровья.
Задачи:
• Познакомить педагогов со способами снятия напряжения.
• Создать в группе атмосферу доверия, сотрудничества.
• Повышение самооценки.
Оборудование: мяч, запись весёлой и спокойной музыки, листы бумаги, карандаши.
Ход тренинга:
1. Вступительное слово педагога-психолога.
Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада вас всех видеть. Сегодня у нас пройдёт очередной тренинг, направленный на снятие напряжения.
Публикация «Тренинг для педагогов на снятие психоэмоционального напряжения „Долой усталость“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Усталость. Профилактика, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Знакомство с правилами работы группы.
1. Искренность в общении;
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени;
3. Запрет на вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы;
4. Право каждого члена группы сказать «стоп» — прекратить обсуждение его проблем;
5. Каждый участник говорит за себя, от своего имени;
6. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
3. Экспресс-диагностика. Определяем актуальность данной темы. Психолог: «Уважаемые коллеги, прошу Вас оценить по 10-ти бальной шкале степень вашей усталости, где 0 – это бодра, жизнерадостна, а 10 – максимально чувствую себя уставшей». Участники по кругу дают оценку своему состоянию.
Ведущий спрашивает: «Ответьте, пожалуйста, нормально ли взрослому человеку уставать или это категорически запрещено?». Ответы участников. «А теперь скажите, как же снимать усталость?». Слушает ответы, делает выводы и предлагает один из предложенных участниками вариантов снятия усталости – переключение.
4. Упражнение «Хрустальное путешествие» (аутогенная релаксация) .
Цель: эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их преодоление, получение положительных эмоций.
«Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе следующее. Вы входите в весенний яблоневый сад, медленно идете по аллее, вдыхая запах нежных белорозовых цветов, а наслаждаясь им. По узкой тропинке вы подходите к калитке, открываете ее и попадаете на душистый зеленый луг. Мягкая трава качается, приятно жужжат насекомые, ветерок ласкает ваше лицо, волосы…Перед вами озеро… Вода прозрачна и серебриста, гоняются друг за другом солнечные зайчики. Вы медленно идете к острову, идете по берегу вдоль озорного ручейка и подходите к водопаду… Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняют силой и энергией… За водопадом – грот, тихий, уютный, в нем вы остаетесь один на один с собой. А теперь пора возвращаться. Мысленно проделайте весь свой путь в обратном направлении, выйдете из яблоневого сада и только тогда откройте глаза».
5. Упражнение «Я желаю…»
Цель: создание позитивного настроя на работу в группе.
Оборудование: мяч.
Описание: участники стоят в кругу. Они кидаю друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч говорит пожелание на сегодняшний день. И так до тех пор, пока все не получат пожелание.
Теоретический блок. Ведущий благодарит всех за пожелания и задает вопрос: «Почему же у кого-то получается сохранять бодрость и активность в течение всего дня, а кто-то уже после обеда не может так же усиленно работать и желает скорее лечь и отдохнуть?» Выслушивает ответы, рассказывает о теории двух подходов к развитию личности.
Первый подход – негативный, когда человек делает акцент на свои слабые стороны и в течение дня борется с ними, преодолевая свои недостатки, стараясь искоренить их. В результате борьбы теряет и силы, и желание что-либо делать, а недостатки лишь укрепляются и множатся.
Второй подход – позитивный, когда человек, зная свои плюсы и достоинства, старается в любой деятельности опираться именно на них. В результате, весь день приносит только удовольствие и радость, а человек становится сильнее, как эмоционально, так и физически. Сегодня предлагаю поговорить о наших плюсах, достижениях в личной и профессиональной жизни и выполнить следующее задание.
6. Упражнение «Никто не знает, что я …»
Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения.
Описание: Участники сидят по кругу, они по кругу продолжают фразу: «Никто не знает обо мне, что я…». По окончании, ведущий задает вопросы: «Легко ли было говорить о своих лучших сторонах? Узнали ли вы что-то новое друг о друге?»
7. Упражнение: «Мои секреты». Ведущий предлагает в течение 3 минут записать на листочках по три способа снятия усталости лично для каждого (т. е. как я могу себя порадовать). Затем участники по кругу высказываются.
8. Упражнение «Танец отдельных частей тела».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Оборудование: запись весёлой музыки, музыкальная колонка.
Описание: участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен:
• танец плеч
• танец лица
• танец бёдер
• танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
9. Упражнение «Над пропастью».
Цель: сплочение коллектива, снятие барьеров в общении.
Ведущий предлагает участникам встать в одну шеренгу по краю паласа (примерно на 10 см. от края) и взяться за руки. Задача участников: каждому по очереди пройти по краю паласа, как будто «над пропастью», стараясь не наступать на пол. Все остальные участники стоят неподвижно, как скала.
После выполнения упражнения, ведущий задает вопросы: «Какие трудности вызвало задание? Что чувствовали в момент прохождения «над пропастью?»
10. Упражнение «Карусель»
Цель: поддержание положительного эмоционального настроя.
Участники встают в два круга: внутренний – спиной к центру, внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу психолога круги начинаю двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участники должны сказать друг другу комплименты. Анализ: «Что чувствовали? Понравилось ли вам получать комплименты? Узнали ли вы что-то новое о себе?»
11. Упражнение «Покажи пальцем»
Цель: рефлексия, получение обратной связи.
Описание: Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог называет какое-либо свойство и предлагает участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством:
• Покажите самого активного сегодня;
• Кто сегодня особенно веселил группу;
• Самого сонного;
• Того, кто сегодня помог вам;
• Того, кого вы хотели бы узнать поближе;
• С кем хотели подружиться.
Ведущий предлагает поблагодарить друг друга, подарив аплодисменты. На позитивной ноте завершает тренинг.
Используемая литература:
1. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2017.
2. Н. А. Рогалева. Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 2012.
3. В. М. Чернышова, С. Ю. Лифанова. Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник педагога-психолога. 2019.