Ирина Мироновская
Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка»
Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»
Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.
Задачи:
Образовательные: познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ.
Развивающие:
• развивать эмпатии по отношению к детям с ОВЗ.
Публикация «Тренинг для педагогов „Мир особого ребенка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• развивать позитивное отношение к себе.
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.
Целевая группа: педагоги
Оборудование: магнитная доска, макет солнца, лучи солнца (бумажные, кукла среднего размера.
Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы, памяток по особенностям детей с ОВЗ, рекомендаций педагогам для работы с детьми с ОВЗ.
Ход проведения мероприятия
Ведущий: Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.
Упражнение «Солнце способностей»
Цель: осознание собственных способностей.
Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.
Вопросы для обсуждения
— Кто испытывал неловкость, затруднения?
— Кому показалось, что кто-то хвастается?
— Узнали ли вы что-то новое о людях?
Ведущий: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе. После того, как вы приняли себя со всеми своими способностями можно двигаться дальше. Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей. Мы работаем с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью (тяжелой и глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сейчас с вашей помощью мы познакомимся с особенностями этих детей.
Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»
Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.
Участникам предлагается разделиться на 3 группы. Каждая группа получает задание рассказать об особенностях детей.
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Цель: Эмоциональный подъем.
Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.
Ведущий (зачитывает стихотворение) :
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Ведущий: У ведущего в руках кукла среднего размера.
Упражнение «Погружение» : «Сегодня к нам в гости пришла Аня, ей 6 лет. Родилась она долгожданным и желанным ребенком. Мама и папа ее очень любят, но так случилось, что она не такая, как все. (Пауза). Особая. У неё текут слюни, ещё она много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Она не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ей так хочется этому научится и быть рядом с нами. У девочки возникают вспышки агрессии. Она не всегда может справиться со своими эмоциями. В этот мир она пришла такой не понятной и сейчас она с нами. И тут я укладываю Аню на пол в центр круга. (Пауза).
Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из вас ответить на следующие вопросы:
1. Какое чувство родилось у вас при встрече с Аней (или с похожими детьми?
2. Что вы, как педагог можете сделать для Ани (для таких детей?
Ведущий: На становление личности не всецело влияет болезнь, воспитание имеет огромное значение. Ребенок с тяжелыми нарушениями, попавший в благоприятную среду может стать успешным в жизни, а ребенок способный может ничего не добиться. Главное настрой, целеустремленность, любовь и трудолюбие, и можно исправить практически всё.
Упражнение «Жизненные силы»
Ведущий: В заключении я предлагаю каждому из вас задать себе вопрос «Какая жизненная сила необходима Вам для работы с детьми с ОВЗ?»
Рефлексия.
Подведение итогов
Подвести педагогов к той мысли, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Если что-то не получается в работе, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.