Екатерина Семенова
Тренинг для педагогов ДОУ по профессиональному выгоранию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.
Задачи:
1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания
2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Оборудование: музыкальный центр, флешка с музыкой, бумага, ручки, цветные карандаши, раздаточный материал для диагностики и арт-терапии, ведро для мусора, ватман.
План проведения:
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ по профессиональному выгоранию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Что означает термин “синдром профессионального выгорания”?
2. Симптомы “профессионального выгорания”
4. Факторы, вызывающие синдром “профессионального выгорания”.
5. Взаимодействие факторов “выгорания” и ресурсов противодействия “выгоранию”
6. Экспресс-методика
7. Знакомство, дать бумажки, чтобы написали свои имена
8. арт-терапия (музыка: думай о хорошем)
9. письма-пожелания
10. танец тела (музыка: патамушка)
11. кошка, которая гуляет (музыка:Gangsta's Paradise)
12. ведро мусора
13. порой я балую себя
14. советы для профилактики
15. релаксация (музыка: сад дзен)
16. рефлексия
Синдром профессионального выгорания – это хроническое стрессовое состояние, вызванное профессиональной деятельностью, при котором иссякают эмоциональные запасы личности.
Симптомы профессионального “выгорания”
Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):
• истощение, усталость;
• бессонница;
• негативные установки;
• пренебрежение исполнением своих обязанностей;
• увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
• уменьшение аппетита или переедание;
• усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);
• усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
• чувство вины;
• переживание несправедливости.
Развитие синдрома носит поэтапный характер. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Факторы, вызывающие синдром “профессионального выгорания”.
- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;
- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм.
- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда на поощряются, а подавляются экспериментирование и инноваций;
- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
- неразрешенные личностные конфликты.
- определенные черты характера (мягкость, гуманность, сочувствующие, увлекающихся, одновременно - неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных).
В ряде исследований обнаружено, что наиболее подвержены “выгоранию” “трудоголики” - те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей.
Внутренние (личностные) ресурсы противодействия профессиональному “выгоранию”
К ресурсам относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают человеку быть более адаптированным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.
Четыре уровня личностных ресурсов противодействия “выгоранию”:
1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически заложено. Это тип нервной системы (слабость, силу, устойчивость, и др., пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
2. Психологический уровень. (3 подгруппы)
Эмоционально-волевой – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний.
Когнетивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компитентность, гибкость мышления, самооценка, поиск поддержки. Самоподкрепления.
Поведенческое противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, активизация поведения и деятельности.
3. Социальный уровень: социальные роли позиции и установки, отношение к другим людям. Например, на положительном полюсе – ролевая определенность, высокий статус, а на отрицательном -– ролевая неопределенность, низкий статус.
4. Духовный уровень. К этому уровню мы относим три психологических ресурса.
– Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Надеяться – значит не отчаиваться и ждать и готовиться встретиться с тем, что может появиться на свет.
– Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.
Душевная сила – мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.
Внешние (социальные) ресурсы противодействия профессиональному “выгоранию”.
К этим ресурсам относится сфера профессиональной деятельности, семейной жизни и “свободного времени”.
Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, имеет круг надежных друзей, стабильную и привлекательную работу, предоставляющую возможность для творчества, профессионального и личностного роста и имеют “отдушину” в виде хобби или какого – то увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам “выгорания”, должен иметь сильные внутренние ресурсы. Замечено, что оптимистичные и жизнерадостные люди выгорают меньше. При вдумчивом и заботливом отношении к личностным ресурсам стрессоустойчивости процесс выгорания может быть не только приостановлен, но и преобразован в продуктивное и приносящее радость “горение без затухания”.
Экспресс-методика.
1. Упражнение на знакомство с группой.
Цель: сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сократить дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Материалы: МАК
Каждый участник выбирает карту, которая больше всего ему понравилась, представляется, в 2-х словах рассказывает почему выбрал данную карту.
2. АРТ-ТЕРАПИЯ (музыка: думай о хорошем)
Цель: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы, снятие психоэмоционального напряжения
Материалы: шаблоны браслетов, цветные карандаши, музыка.
Участникам раздаются шаблоны браслетов и предлагается разукрасить их на свой вкус.
3. УПРАЖНЕНИЕ «Письма-пожелания»
Цель: развитие умения давать и принимать обратную связь.
Инструкция: участники вытягивают из «шляпы» бумажку с именем, ведущий раздает участникам группы по листу бумаги, который предлагает прикрепить на спины друг друга и просит написать пожелания тем, кто выпал на бумажке. Письма запечатываются в конверт, сдаются ведущему.
4. УПРАЖНЕНИЕ «Танец тела» (музыка: патамушка)
Цель: снятие психоэмоционального напряжения через мышечную релаксацию, восстановление психоэмиоциональной целостности через согласованность действий мышечных систем. Время проведения: 3 минуты.
Ход упражнения.
Участники становятся в круг и по команде ведущего начинают двигаться под музыку, последовательно подключая к движению различные части тела:
- начинается движения с танца головы;
- добавляется движение плеч;
- добавляется движение рук;
- добавляется движение корпуса;
- добавляется движение ног.
Во второй половине упражнения движение последовательно сворачивается:
- из танца выходят ноги;
- туловище;
- -руки;
- плечи;
- голова.
5. УПРАЖНЕНИЕ «Кошка, которая гуляет …» (Gangsta's Paradise)
Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогу в его повседневной жизни.
Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавления от этого опасения.
Инструкция: Все встают в круг, оставляя побольше места в центре. Участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти, как шпион (крадучись, на цыпочках, как супермодель, как солдат, как воришка, как крутой, как и т. д.
Рефлексия:
Что может выразить походка человека: его эмоции? Его профессию? Как реагирует на разные стили поведения походка, мимика, жесты?
6. УПРАЖНЕНИЕ “Ведро мусора”
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх.
Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на. ”, “я сержусь на. ”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
7. УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»
Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.
Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобится лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:
1. пары составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;
2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя!».
После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален
Памятка «Двенадцать советов Мадэлин Беркли-Ален»
1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, ужин в ресторане).
2. Разреши себе побыть некоторое время в одиночестве.
3. Найди время с удовольствием заняться своим любимым делом.
4. Позволь себе полдня провести за «ничегонеделанием».
5. Займись тем, чем ты давно уже хотела заняться, но на что никогда не хватало времени.
6. В выходной позволь себе подольше поспать.
7. Похвастайся перед другом или родственником своими достижениями.
8. Потрать некоторую сумму из своих сбережений и купи себе какую-нибудь безделушку.
9. Каждый вечер вставай под душ и «смывай» события прошедшего дня, т. к. вода издавна является мощным универсальным проводником.
10. Если у тебя имеются нарушения со сном, читай на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
11. Высыпайся. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривай помещение. Это способствует улучшению сна.
12. Чаще совершай прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.
- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями.
Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том:
- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;
- какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;
- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.
Подводя итоги, хочу дать вам несколько рекомендаций.
Вот список простых советов которые помогут вам предотвратить появление профессионального выгорания.
Во-первых, нужно общаться вне работы; поискать хобби или интересы, которые могут вас объединить с людьми из других профессиональных сфер.
Во-вторых, заниматься спортом.
В-третьих, использовать свой законный отпуск по назначению.
В-четвертых, планировать время и не брать работу на дом.
В-пятых, попробовать относиться к работе не так серьезно, как раньше. Это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую жизнь.
8. Релаксация.
9. Рефлексия по тренингу.