Папки-передвижки

Тренинг для педагогов ДОУ по профессиональному выгоранию

Екатерина Семенова
Тренинг для педагогов ДОУ по профессиональному выгоранию
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания

2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Оборудование: музыкальный центр, флешка с музыкой, бумага, ручки, цветные карандаши, раздаточный материал для диагностики и арт-терапии, ведро для мусора, ватман.

План проведения:

Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ по профессиональному выгоранию» размещена в разделах

1. Что означает термин “синдром профессионального выгорания”?

2. Симптомы “профессионального выгорания”

4. Факторы, вызывающие синдром “профессионального выгорания”.

5. Взаимодействие факторов “выгорания” и ресурсов противодействия “выгоранию”

6. Экспресс-методика

7. Знакомство, дать бумажки, чтобы написали свои имена

8. арт-терапия (музыка: думай о хорошем)

9. письма-пожелания

10. танец тела (музыка: патамушка)

11. кошка, которая гуляет (музыка:Gangsta's Paradise)

12. ведро мусора

13. порой я балую себя

14. советы для профилактики

15. релаксация (музыка: сад дзен)

16. рефлексия

Синдром профессионального выгорания – это хроническое стрессовое состояние, вызванное профессиональной деятельностью, при котором иссякают эмоциональные запасы личности.

Симптомы профессионального “выгорания”

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

• истощение, усталость;

• бессонница;

• негативные установки;

• пренебрежение исполнением своих обязанностей;

• увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

• уменьшение аппетита или переедание;

• усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);

• усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

• чувство вины;

• переживание несправедливости.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Факторы, вызывающие синдром “профессионального выгорания”.

- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;

- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм.

- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда на поощряются, а подавляются экспериментирование и инноваций;

- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

- неразрешенные личностные конфликты.

- определенные черты характера (мягкость, гуманность, сочувствующие, увлекающихся, одновременно - неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных).

В ряде исследований обнаружено, что наиболее подвержены “выгоранию” “трудоголики” - те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей.

Внутренние (личностные) ресурсы противодействия профессиональному “выгоранию”

К ресурсам относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают человеку быть более адаптированным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.

Четыре уровня личностных ресурсов противодействия “выгоранию”:

1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически заложено. Это тип нервной системы (слабость, силу, устойчивость, и др., пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

2. Психологический уровень. (3 подгруппы)

Эмоционально-волевой – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний.

Когнетивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компитентность, гибкость мышления, самооценка, поиск поддержки. Самоподкрепления.

Поведенческое противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, активизация поведения и деятельности.

3. Социальный уровень: социальные роли позиции и установки, отношение к другим людям. Например, на положительном полюсе – ролевая определенность, высокий статус, а на отрицательном -– ролевая неопределенность, низкий статус.

4. Духовный уровень. К этому уровню мы относим три психологических ресурса.

– Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Надеяться – значит не отчаиваться и ждать и готовиться встретиться с тем, что может появиться на свет.

– Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.

Душевная сила – мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.

Внешние (социальные) ресурсы противодействия профессиональному “выгоранию”.

К этим ресурсам относится сфера профессиональной деятельности, семейной жизни и “свободного времени”.

Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, имеет круг надежных друзей, стабильную и привлекательную работу, предоставляющую возможность для творчества, профессионального и личностного роста и имеют “отдушину” в виде хобби или какого – то увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам “выгорания”, должен иметь сильные внутренние ресурсы. Замечено, что оптимистичные и жизнерадостные люди выгорают меньше. При вдумчивом и заботливом отношении к личностным ресурсам стрессоустойчивости процесс выгорания может быть не только приостановлен, но и преобразован в продуктивное и приносящее радость “горение без затухания”.

Экспресс-методика.

1. Упражнение на знакомство с группой.

Цель: сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сократить дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Материалы: МАК

Каждый участник выбирает карту, которая больше всего ему понравилась, представляется, в 2-х словах рассказывает почему выбрал данную карту.

2. АРТ-ТЕРАПИЯ (музыка: думай о хорошем)

Цель: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы, снятие психоэмоционального напряжения

Материалы: шаблоны браслетов, цветные карандаши, музыка.

Участникам раздаются шаблоны браслетов и предлагается разукрасить их на свой вкус.

3. УПРАЖНЕНИЕ «Письма-пожелания»

Цель: развитие умения давать и принимать обратную связь.

Инструкция: участники вытягивают из «шляпы» бумажку с именем, ведущий раздает участникам группы по листу бумаги, который предлагает прикрепить на спины друг друга и просит написать пожелания тем, кто выпал на бумажке. Письма запечатываются в конверт, сдаются ведущему.

4. УПРАЖНЕНИЕ «Танец тела» (музыка: патамушка)

Цель: снятие психоэмоционального напряжения через мышечную релаксацию, восстановление психоэмиоциональной целостности через согласованность действий мышечных систем. Время проведения: 3 минуты.

Ход упражнения.

Участники становятся в круг и по команде ведущего начинают двигаться под музыку, последовательно подключая к движению различные части тела:

- начинается движения с танца головы;

- добавляется движение плеч;

- добавляется движение рук;

- добавляется движение корпуса;

- добавляется движение ног.

Во второй половине упражнения движение последовательно сворачивается:

- из танца выходят ноги;

- туловище;

- -руки;

- плечи;

- голова.

5. УПРАЖНЕНИЕ «Кошка, которая гуляет …» (Gangsta's Paradise)

Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогу в его повседневной жизни.

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавления от этого опасения.

Инструкция: Все встают в круг, оставляя побольше места в центре. Участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти, как шпион (крадучись, на цыпочках, как супермодель, как солдат, как воришка, как крутой, как и т. д.

Рефлексия:

Что может выразить походка человека: его эмоции? Его профессию? Как реагирует на разные стили поведения походка, мимика, жесты?

6. УПРАЖНЕНИЕ “Ведро мусора”

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх.

Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на. ”, “я сержусь на. ”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

7. УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобится лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:

1. пары составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;

2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя!».

После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален

Памятка «Двенадцать советов Мадэлин Беркли-Ален»

1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, ужин в ресторане).

2. Разреши себе побыть некоторое время в одиночестве.

3. Найди время с удовольствием заняться своим любимым делом.

4. Позволь себе полдня провести за «ничегонеделанием».

5. Займись тем, чем ты давно уже хотела заняться, но на что никогда не хватало времени.

6. В выходной позволь себе подольше поспать.

7. Похвастайся перед другом или родственником своими достижениями.

8. Потрать некоторую сумму из своих сбережений и купи себе какую-нибудь безделушку.

9. Каждый вечер вставай под душ и «смывай» события прошедшего дня, т. к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

10. Если у тебя имеются нарушения со сном, читай на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

11. Высыпайся. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривай помещение. Это способствует улучшению сна.

12. Чаще совершай прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.

- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями.

Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том:

- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

- какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;

- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

Подводя итоги, хочу дать вам несколько рекомендаций.

Вот список простых советов которые помогут вам предотвратить появление профессионального выгорания.

Во-первых, нужно общаться вне работы; поискать хобби или интересы, которые могут вас объединить с людьми из других профессиональных сфер.

Во-вторых, заниматься спортом.

В-третьих, использовать свой законный отпуск по назначению.

В-четвертых, планировать время и не брать работу на дом.

В-пятых, попробовать относиться к работе не так серьезно, как раньше. Это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую жизнь.

8. Релаксация.

9. Рефлексия по тренингу.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях» Задачи: систематизировать знания педагогов об основах безопасности дошкольников. Развивать практические умения педагогов. Оборудование:.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов ДОУ по профессиональному выгоранию
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 09:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов ДОУ по профессиональному выгоранию» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Семенова (УИ 2447660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД