наталия жохова
Рекомендации родителям по теме недели «Транспорт. Правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Сидим дома, не скучаем
Речь ребёнка развиваем!
Учитель-логопед
Жохова Н. Н.
Тема недели
«Транспорт. Правила дорожного движения»
(20-24 апреля)
Люди с давних времен верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки. Ковер – самолет легко переносил сказочных героев по воздуху через моря – океаны, а Емелина чудо – печка не только пекла пироги, но и по «щучьему веленью, по Емелину хотенью» доставляла его к царю. И ковер – самолет и самоходная печка являются транспортом. Только волшебным. Ну а нас окружает реально существующий транспорт.
Публикация «Рекомендации родителям по теме недели „Транспорт, Правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Недели безопасности
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Так что же такое транспорт? Само слово «транспорт» означает – «перемещение». Поэтому транспортом называют то, что перемещается в пространстве: ездит, летает, плавает.
Понаблюдайте за транспортом. Спросите ребенка, почему автобус и такси называются пассажирским транспортом. Какой транспорт называется грузовым? Что перевозят грузовые автомобили? Для чего нужны самосвал, бетономешалка, автоцистерна, грузовик – рефрижератор?
Почему скорая помощь, милиция, пожарная машина, снегоуборочная и поливальная машина называются специальным транспортом? Почему автомобили с названиями «скорая помощь», «милиция», «пожарная машина» имеют право проезжать на красный сигнал светофора?
Ответить на эти вопросы помогут интересные игры, познавательные задания, подобранные для Вас педагогами нашей группы.
Приятных вам знаний и тёплых взаимоотношений!
Что такое транспорт?
История возникновения
В нашей жизни транспорт занимает ведущее место, порой мы даже не можем подумать о том, как бы мы жили без транспорта.
Да, действительно, нам очень сложно представить свою жизнь без транспорта: автобусов, троллейбусов, автомобилей, трамваев, поездов и самолетов.
Жизнь каждого из нас становится удобнее и легче благодаря транспорту, ведь машины наши друзья — с их помощью мы перевозим людей и грузы на далекие расстояния, можем строить высотные здания, и путешествовать в любую точку мира.
Давайте поговорим о том, какие виды транспорта существуют, чем они отличаются, и затронем историю их возникновения.
Разновидности транспорта
Классификация видов транспорта весьма многогранна и отлична по способам передвижения, предназначению и по сезонам года.
По способу перемещения — самая яркая классификация транспорта, выделяют:
• наземный- когда транспорт двигается только по земле или рельсам (автомобиль, троллейбус, автобус, поезд, трамвай);
• водный – транспорт передвигается по реке или морю (катер, корабль, теплоход);
• воздушный – транспорт летает по воздуху (вертолет, самолет).
Каждый вид транспорта был создан для чего-либо. Ведь по сути — это рабочие лошадки и выделяют следующие виды транспорта по предназначению:
• пассажирский – транспорт, который перевозит людей, доставляя их по нужному адресу (автомобиль, автобус, самолет, трамвай) 4
• гужевой – для перевозки груза (повозка, грузовой автомобиль)
• специальный- используется в специальных профессиях (скорая помощь, пожарная машина, полицейский автомобиль);
• сельскохозяйственный – используется для уборки урожая, пашни (трактор, комбайн).
• строительный — большое количество машин и спецтехники, которая помогает в строительстве зданий и дорог.
Есть и такие виды транспорта, которые используются в определенное время года.
• зимний – транспорт, который отлично подходит для передвижения в зимнее время года (снегоход, аэросани, буэры).
• летний — транспорт, используемый в теплую и жаркую погоду лета, весны и осени (велосипед, мотоцикл, квадроцикл, скутер).
Для каждого из нас транспорт не диковинка, ведь мы с легкостью можем оказаться на другой стороне планеты всего лишь за несколько часов, благодаря авиационному виду транспорта – самолету. А всегда ли это было возможно? Конечно же нет, транспорт не всегда был под рукой у человека. Полистаем страницы истории транспорта.
История изобретения транспорта
Были и такие времена, когда человек умел лишь ходить и бегать собственными ногами, а вот ездить не умел. Да и транспорта не было. Позднее, человек научился ездить на лошади. Люди могли перемещаться с одного места на другое, и самое главное – не пешком.
Но появилась проблема, как же перевозить вещи? Есть проблема- находится решение, и человек нашел решение: он изобрел колесо, а вместе с ним понеслось развитие транспорта, начиная с телеги. Колесо – специальный диск со спицами, который вращается на оси. Впервые колесо было изобретено на Востоке в 4-м тысячелетии до нашей эры.
Очень интересно об истории изобретения колеса рассказывают Фиксики:
Первое колесо было похоже на диск, изготовленный из дерева или камня. Его прикрепили к деревянной платформе и так получилась телега. Вот на ней и стали
перевозить грузы.
А после колеса и телеги, люди научились изготавливать различные повозки, колесницы, кареты, но они не могли ездить без посторонней помощи. Ведущей силой по-прежнему были животные — лошади и собаки.
Первая паровая машина
Вскоре человек додумался поставить котёл на колеса. Это стало началом появления паровой машины или паромобиля.
Первая универсальная паровая машина была запатентована в 1784 г. английским изобретателем Дж. Уаттом. Основная часть паровой машины – чугунный вертикальный цилиндр, в котором находится поршень (деталь превращающая энергию сжатого газа в энергию поступательного движения, разность давления в правой и левой частях цилиндра приводит поршень в движение.
Для повышения производительности машины Дж. Уатт использовал специальное устройство- конденсатор, охлаждаемый водой сосуд, в котором конденсировался пар- то есть превращался в воду. Затем вода из конденсатора обратно направлялась в котел, что позволило создать замкнутую систему.
К началу ХХ века паровые машины были усовершенствованы до мощности 15 Mвт, развивавшие скорость до 1000 об/мин.
Паровые машины, несмотря на свое преимущество, были громоздкими, тяжелыми и неэкономичными. Но самое главное то, что паромобиль положил начало появлению транспорта, который может передвигаться без посторонней помощи.
Как изобрели велосипед
Наверное, многие слышали известную фразу — «хватит изобретать велосипед». Под этим подразумевается то, что человек пытается совершать бесполезную деятельность, изобретая давно созданное. Давайте и мы «не изобретая велосипед», вспомним кто и каким образом изобрел велосипед?
Кстати, 3 июня празднуется Всемирный день велосипеда!
Слово «велосипед» переводится как «быстрая нога». В 1801 году в России был создан велосипед, он весил больше 40 кг и его называли «самокат».
Появлению первого велосипеда поспособствовал и даже изобрел уникальную модель лесничий Карл фон Дрез. В 1812 году после череды неурожаев, Карл фон Дрез подумал о том, чтобы создать более быстрое средство передвижения.
Он придумал простое двухколёсное приспособление, которое имело руль и сиденье, благодаря которому скорость человеческого передвижения увеличилась. Так как у первого велосипеда – «дрезины» не было педалей, то передвигаться на нем нужно было, отталкиваясь от земли. На «дрезине» можно было кататься со скоростью 15 км/час.
В 1863 году изобретатель Пьер Лалман усовершенствовал велосипед – на переднее колесо были установлены педали.
Изобретателя поддержали инженер Пьер Мишо и промышленники братья Оливье, а вскоре новые машины стали выпускаться большими партиями и получили название - велосипед.
Так, средство передвижения – велосипед получило более широкое распространение и продолжило совершенствоваться.
В 1867 году изобретатель из Англии Каулер разработал модель велосипеда с металлическими спицами. А в 1870 году популярными стали велосипеды с огромным передним колесом и маленьким задним – «паук».
Скорость «паука» могла достигать 30 км/час, но езда на таком велосипеде была небезопасной. Любая маленькая кочка могла стать причиной падения с высокого велосипеда.
В 1878 году англичанин Лоусон добавляет в велосипед важное усовершенствование – цепную передачу, теперь оба колеса будут одного размера. А в 1888 году шотландский изобретатель Джон Данлоп создает важную часть велосипеда – резиновые шины, благодаря которым ездить стало гораздо комфортнее.
Но это еще не все. Чтобы велосипед стал таким, каким мы видим его сейчас, ему были необходимы десятилетия – на создание тормозов, механизма свободного хода, подшипников для уменьшения трения, механизма переключения скоростей.
История изобретения первого автомобиля
Самым первым автомобилем в мире считается автомобиль с паровым двигателем, о нем мы узнали выше. Но он двигался за счет пара, а как же все-таки появился аналог нашего современного автомобиля?
Как только был изобретен двигатель внутреннего сгорания — все изменилось, и в 1885 году миру был представлен самый первый трехколесный автомобиль Карла Бенца.
Автомобиль передвигался за счет бензинового двигателя, объем которого составлял 1,7 л
С каждым годом модели автомобилей усовершенствовались – и к нашему времени они стали именно такими, какие они есть сейчас.
История автомобильного транспорта интересно представлена в этом видео-ролике:
История воздушного транспорта
Несмотря на раннее проектирование первого летательного аппарата Леонардом да Винчи в 1483 году, в воздух на протяжении трех веков никто не поднимался.
Весь опыт человеческого полета начался с летательных шаров, рулем которых был ветер.
Впервые прототип воздушного шара создали Братья Монгольфье и пилот Джин-Франкос. Их модель воздушного шара практически ничем не отличается от современного аналога: полет осуществлялся за счет разницы температур — теплого газа внутри шара, и холодного — снаружи.
В 1901 году Альберт Сантос-Дюмон на воздушном шаре с бензиновым двигателем пролетел большое расстояние -11 км над окрестностями Парижа.
После воздушных шаров начали появляться дирижабли – они могли пересекать океаны, и пролетать почти половину Земли. Позднее дирижабли начали применяться в военной авиации.
Со временем начали появляться вертолеты, планеры, самолеты и другие усовершенствованные модели воздушного транспорта.
Вот такой краткий, но весьма интересный рассказ про транспорт для детей у нас получился. Мы рассмотрели самые главные виды транспорта, узнали когда появилось первое колесо и кто изобрел велосипед, чем отличается паромобиль от автомобиля, как появился воздушный транспорт и многое другое.
Рекомендации родителям по лексической теме "Транспорт"
Уважаемые родители, после того как вы познакомили детей с дидактическим материалом: «Что такое транспорт», представленным на сайте детского сада, рекомендуется выполнить ряд заданий.
Задания способствуют развитию лексико-грамматического строя, а значит, делают речь ребёнка грамотной и красивой.
В приложении «Умная картотека. Транспорт» Вы найдёте материал для развития внимания, мышления, графических навыков и многое другое, что должен знать и уметь БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК.
Для того чтобы Ваша совместная работа принесла хороший результат, и в тоже время не утомила ребёнка, предлагаю распределить материал по дням недели.
Обогащение детского словаря.
Итак, к чему будем стремиться?
Примерный словарь.
Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, самолет, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, аэродром, пилот, стюардесса, корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, весла, палуба, каюта, мачта, мель, якорь, метро, эскалатор, касса, туннель.
Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины, спасательный (круг, наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт, моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки, резиновое, железное (колесо, асфальтированная (дорога).
Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить-причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь, отдать-убрать (конец, стартовать, грести, пропускать (пассажиров, уступать (место, обходить.
Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.
Задания
Задание 1.
Родителям рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать за движением различного транспорта.
Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.
Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.
Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.
Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т. д.
Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.
Задание 2.
Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»
Задание 3.
Дидактические игры
Подобрать действия к предметам
Поезд (что делает) – едет по рельсам; самолет (что делает) – …; пароход (что делает) – трамвай (что делает) – …; троллейбус (что делает) – …; вертолет (что делает) – …; велосипед (что делает) – …
«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)
Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т. д.).
«Кто чем управляет?»
Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).
«Четвертый лишний» (развитие логического мышления).
Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?
Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).
• Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
• Пароход, лодка, самолет, парусник.
• Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
• Самолет, вертолет, ракета, велосипед.
«Что общего?»
У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …
Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным)
Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т. д. ; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т. д.
Задание 4. Отгадать загадки о транспорте
• Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт)
• Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
• Многолюден, шумен, молод – под землёй грохочет город. (Метро)
Давайте почитаем
(рекомендуемая литература)
• Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»).
• В. Н. Орлов «Пароход», «Теплоход»
• Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
• М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи».
• Н. Носов «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»).
• С. Михалков «Велосипедист».
• С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход».
• С. Я. Маршак «Багаж».