Лариса Шабалина
Транслирование опыта. Воспитатель Шабалина Лариса Константиновна МБДОУ №19 г. Городец
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Выявление зоны сформированности физических качеств
детей старшей группы
Опытно-экспериментальная работа с целью использования народных игр в развитии физических качеств детей старшей группы была организована и проведена на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19» г. Городец Нижегородской области в период с сентября 2015 по май 2016 года.
Публикация «Транслирование опыта, Воспитатель Шабалина Лариса Константиновна МБДОУ №19 г, Городец» размещена в разделах
В исследовании участвовали мальчики старшей группы в количестве 10 человек, стабильно посещающие детский сад. Участие в исследовании детей одного пола обеспечивает большую однородность группы испытуемых, т. к. нормативы развития физической подготовленности для мальчиков и девочек дошкольного возраста имеют отличия.
Задачи констатирующего этапа исследования :
1. подобрать методики исследования физических качеств детей 5-6 лет;
2. определить показатели и критерии оценки развития физических качеств дошкольников 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
3. провести исследование сформированности физических качеств детей, оформив соответствующий протокол;
4. проанализировать результаты констатирующего эксперимента, сделать выводы.
Исследование физических качеств старших дошкольников организовано и проводится в рамках педагогического контроля. Результаты тестирования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) выражаются в количественных показателях времени, расстоянии, отвлеченных единицах и т. д. В педагогическом контроле дошкольников можно использовать два подхода: нормативный и выявление темпов прироста показателей физических качеств. В первом случае индивидуальные результаты тестирования каждого ребенка сопоставляются со стандартами этой возрастной группы детей; во втором – для оценки физической подготовленности применяются индивидуальные темпы прироста показателей каждого ребенка по каждому тесту.
В нашем исследовании будет применен нормативный подход к оценке развития физических качеств детей 5-6 лет: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Технология оценивания количественных показателей развития физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с их половозрастными особенностями представлена в приложении В (авторы - Н. Л. Замыслов, Н. И. Замотаева).
Проведенный анализ научно-методической литературы и опыт работы с детьми дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детей дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (разработаны исследователями Е. Н. Вавиловой, Н. А. Ноткиной, Г. Г. Поповым, А. А. Ругиной, Э. Я. Степаненковой, В. Н. Шебеко, Г. П. Юрко и др., по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей дошкольного возраста. Для определения развития физических качеств детей мы будем использовать широко распространенные и реально применимые в любом дошкольном учреждении контрольные задания и методику их выполнения (приложение Г).
При оценке результатов исследования в соответствии с требованиями ФГОС ДО мы будем результаты количественные трансформировать в качественные. На основе разработок Н. Л. Петренкиной результаты, полученные в ходе выполнения детьми контрольных заданий, делятся на 3 зоны, которые условно обозначены как:
«зона риска»;
«зона возрастной нормы»;
«зона способностей».
Дошкольники одной половозрастной группы, показывающие результаты в «зоне возрастной нормы», относятся к детям, развивающимся в соответствии с возрастной нормой.
Дети, относящиеся к «зоне способностей» также развиваются в соответствии с возрастной нормой, и несколько превышают ее показатели. Поэтому можно говорить о наличии у них способностей к двигательной деятельности. Им может быть рекомендованы занятия в спортивной секции.
Дети, чьи результаты отнесены к «зоне риска», показывают результаты ниже показателей своей половозрастной группы и должны пройти дополнительное обследование у различных специалистов с целью выявления у них психологических, анатомо-физиологических и других отклонений, влияющих на их физическую подготовленность и развитие.
Результаты исследования сформированности физических качеств детей 5-6 лет отражены в приложении Д, наглядно показаны в таблице 1.
Таблица 1 – Сформированность физических качеств дошкольников 5–6 лет на констатирующем этапе исследования
Результаты исследования (в процентах) Выводы о развитии физических качеств
1. Сформированность быстроты «в зоне способностей» выявлена у 20% детей
2. Сформированность быстроты в «зоне возрастной нормы» выявлена у 40% испытуемых
3. Сформированность быстроты в «зоне риска» свойственна 40% испытуемым
1. Сформированность силы «в зоне способностей» выявлена у 20% детей
2. Сформированность силы в «зоне возрастной нормы» выявлена у 30% испытуемых
3. Сформированность силы в «зоне риска» свойственна 50% испытуемым
1. Сформированность ловкости «в зоне способностей» выявлена у 10% детей
2. Сформированность ловкости в «зоне возрастной нормы» выявлена у 50% испытуемых
3. Сформированность ловкости в «зоне риска» свойственна 40% испытуемым
1. Сформированность выносливости «в зоне способностей» выявлена у 30% детей
2. Сформированность выносливости в «зоне возрастной нормы» выявлена у 30% испытуемых
3. Сформированность выносливости в «зоне риска» свойственна 40% испытуемым
1. Сформированность гибкости «в зоне способностей» выявлена у 60% детей
2. Сформированность гибкости в «зоне возрастной нормы» выявлена у 10% испытуемых
3. Сформированность гибкости в «зоне риска» свойственна 30% испытуемым
Ориентируясь подход О. А. Сафоновой будем считать, что если у ребенка:
большая часть количественных показателей (более 50%) превышает норму – он находится в «зоне способностей»;
все количественные показатели соответствуют норме или их часть (до 25%) выходят за пределы нормы – он находится в «зоне возрастной нормы»;
большая часть количественных показателей (более 50%) ниже нормы – он находится «зона риска».
Количественно и наглядно обобщение результатов выявления зоны сформированности физических качеств в целом по группе испытуемых на констатирующем этапе исследования представлены в рисунке 1.
Рисунок 1 – Зоны сформированности физических качеств группы испытуемых 5-6 лет на констатирующем этапе исследования
Данные, представленные в рисунке 1, позволяют сделать выводы:
1. выявлено 20% детей, относящихся к «зоне способностей». Они развиваются не только в соответствии с возрастной нормой сформированности физических качеств, но и несколько превышают ее показатели. Поэтому можно говорить о наличии у них способностей к двигательной деятельности;
2. к «зоне возрастной нормы», определяющей сформированность физических качеств в соответствии с показателями своей половозрастной группы, относятся 40% детей;
3. выявлено 40% детей, чьи результаты отнесены к «зоне риска», т. е. сформированность их физических качеств - ниже показателей своей половозрастной группы и они требуют особенного внимания педагога в плане организации коррекционно-развивающей работы по совершенствованию физических качеств.
Таким образом, анализ результатов сформированности физических качеств испытуемых 5-6 лет на констатирующем этапе экспериментального исследования показывает необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по дальнейшему развитию физических качеств детей старшей группы через использование народных игр.
Педагогическая работа по развитию физических качеств детей старшей группы через использование народных игр
Педагогическая работа по развитию физических качеств детей старшей группы через использование народных игр осуществлялась в рамках выполнения формирующего эксперимента с сентября 2016 года по май 2017 года.
Задачи формирующего эксперимента:
1. подобрать народные игры, способствующие целенаправленному развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, подвижности детей 5-6 лет;
2. включить народные игры, направленные на развитие физических качеств детей, в разные формы двигательной деятельности;
3. способствовать развитию у детей умений организовывать народные игры в самостоятельной деятельности.
Народные игры, способствующие развитию физических качеств дошкольников старшей группы подобраны на осенний, зимний и весенний периоды и представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Подбор народных игр, направленных на развитие физических качеств у детей старшей группы
Физическое качество Цель Название народной игры
сентябрь-ноябрь декабрь-февраль март-май
Быстрота Посредством использования народных игр способствовать развитию основных показателей быстроты, таких как: ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела или его частей в пространстве. «Кот и мышь»
«Займи место»
«Кто первый»
«Черное и белое»
«Хлебчик»
«Мороз» «Похити-тели огня»
«Чай-чай»
«Надо местом нам меняться»
Сила Посредством использования народных игр способствовать развитию основных показателей силы: умения преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Создавать условия для развития у детей силовой выносливости (способности противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины; и силовой ловкости (проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности). «Метание с плеча»
«Перетя-гивание палки»
«Стрелок» «Охотники и утки»
«Мяч к верху»
«У дядюшки у Трифона»
«Мельни-ца»
«Кто дальше бросит»
Ловкость Способствовать развитию у детей способности к быстрому освоению новых движений, и, при необходимости, к возможности перестроиться при резкой смене обстановки.
«Грушка»
«Ленок» «Север-ный и южный ветер»
«Иголка, нитка и узелок» «Удочка»
Жмурки: «Иди, кот на порог» «Колечко»
«Прела-горела»
Жмурки: «Жмурка с колоколь-чиком»
Выносливость
Вовлекать детей в народные игры, направленные на развитие выносливости, побуждать к неоднократным повторениям активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим. «Молчан-ка»
«Прыгу-ны»
«Смена мест» «Пятнаш-ки на санках»
«Сидит Дрема на стуле»
«Скачет, скачет воробей» «Посадка картошки»
«Чай – чай, выручай»
«Штандр»
Гибкость Способствовать развитию у детей способности выполнять движения с большой амплитудой, побуждая детей в народных играх к упражнениям на растягивание, к маховым или пружинным движения типа наклонов, или выпадов и растягивающим движениям, выполняемым со сверстниками. «Заплетись плетень» «Потяну-лись-подросли»
«Стоп, машина!» «Совушка-сова»
«Чурбачок»
«Запуты-валка» «Кто быстрее передаст»
«Мостик и кошка»
«Лодочки»
Описание народных игр, направленных на развитие физических качеств детей старшей группы, представлено в приложении Е.
Данный комплекс игр подобран с учетом психофизических особенностей детей 5-6 летнего возраста и опирается на методические разработки и рекомендации Е. Н. Вавиловой, М. М. Контарович, Л. И. Михайловой и др.
Во всех подобранных играх имеет место соответствие содержания игровых действий, правил представлениям детей, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
Для развития быстроты подобраны и использованы игры, в которых игровые действия побуждают детей к своевременным ответам на зрительные, звуковые сигналы с перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях.
Для развития силы подобраны игры, в основе которых используются игровые упражнения с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера.
Для развития ловкости подобраны и использованы игры, побуждающие действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво, немедленно переходить от одних действий к другим, требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием и пр.).
Для развития выносливости подобраны игры, в которых используются игровые упражнения с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим.
Для развития гибкости подобраны и использованы игры, в которых применяются упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, упражнениями на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером.
Развитие одного из физических качеств определённым образом влияет на развитие другого. Поэтому одни и те же игры одновременно могут развивать и быстроту, и ловкость, и выносливость и т. д. Например, игры с прыжками («Удочка», «Скачет, скачет воробей», «Прыгуны») развивают силу, выносливость и ловкость, улучшают осанку, укрепляют все мышцы тела и сердечно-сосудистую систему организма. Усложнение условий и правил игр стимулирует двигательную активность детей, позволяет сохранить к ним интерес.
Народные игры проводились в разных режимных процессах: во время утреннего приема, до и между ОД, на прогулке, во второй половине дня (в течение дня дети могут играть, в том числе и в народные игры, в четыре временных отрезка: до завтрака (5-40 мин, между завтраком и ОД (5-7 мин, на открытом воздухе (1 ч. - 1 час. 30 мин, после дневного сна (20-40 мин); а также и в разных видах деятельности (ОД по музыкальному и физическому развитию, при организации общения детей).
В режиме дня народные игры организовывали как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависело от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, места в помещении (групповая комната) недостаточно, поэтому здесь организовывались игры по подгруппам, в состав которых включались дети, требующие особенного внимания воспитателя, выражающегося в проведении коррекционно-развивающей работы по развитию физических качеств. Например, дети с недостаточно развитой гибкостью привлекались к играм «Запутывалка», «Мостик и кошка», «Лодочки».
Народные игры, направленные на развитие физических качеств детей, включались нами в разные формы двигательной деятельности.
В старшей группе планируется три ОД по физическому развитию в неделю длительностью 25 минут. В совместной деятельности воспитателя с детьми в процессе ОД по физическому развитию в качестве обязательного элемента использовались народные игры подвижного характера, которые проводились после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности ОД. Для этой цели использовались игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками ОД, мы подбирали игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра повторялась на 2–3 ОД подряд, затем использовалась новая, а через несколько ОД мы снова возвращались к первой игре. При выборе игры мы учитывали правило: у детей не должно быть перегрузки одних и тех же мышц. Так, если в качестве основных движений были метание и упражнение в равновесии, то планировалась игра с бегом или прыжками.
Ежедневно подвижная игра включалась нами в проведение прогулки. Если дневной прогулке предшествовали ОД со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела, то в начале прогулки проводили игры более динамичные и требующие проявления силы: «Перетяжки», «Штандр» и др. Если же дети шли гулять после музыкальной или физкультурной ОД, то игру проводили в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор народной игры зависел от времени года, погоды, температуры воздуха. Так в зимний период играли в игры «Пятнашки на санках», «Мороз». В холодные дни прогулку начинали с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) на веранде организовывали игры, которые не требовали большого пространства : «Молчанка», «Стоп, машина!», «Чурбачок», «Кто быстрее передаст», «Сидит Дрема на стуле», «Жмурки», «Иголка, нитка и узелок» «У дядюшки у Трифона» и др.
В качестве физкультминутки использовали игру «Потянулись, подросли».
Большое внимание уделялось развитию умений самостоятельно организовывать двигательно-игровую деятельность. Развитие этого умения осуществлялось на основе применения следующего алгоритма, предложенного Л. А. Лялиной.
День 1. Проигрывание игры совместно с воспитателем с показом и уточнением основных движений, объяснение правил и проговаривание слов, распределение ролей воспитателем либо при помощи считалки, жеребьевки, сговорки.
День 2. Организацию игры берет на себя педагог. Напоминание и уточнение правил, совместное проговаривание игровых слов, помощь в распределение ролей.
День 3. Игру организуют дети с поддержкой и помощью воспитателя. Педагог контролирует за соблюдением правил и правильным воспроизведением ими игровых слов, При необходимости подсказывает, не нарушая при этом темп игры. Дети самостоятельно распределяют роли.
День 4. Дети самостоятельно организуют и проводят игру под частичным контролем педагога. Самостоятельное распределение ролей детьми.
День 5. Дети самостоятельно и по собственной инициативе организуют и проводят игру без какого-либо вмешательства взрослого.
Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, мы знакомили их с разными играми. Рассказывали о сюжете игры, поясняли роль водящего, применяли считалки, жеребьевку. В ходе любой игры внимание детей привлекалось к ее содержанию, осуществлялся контроль за физической нагрузкой, поддерживали эмоционально-положительное настроение, взаимоотношения детей. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором.
Каждая игра ставила ребенка в такую ситуацию, когда его физические качества должны были активно проявляться. В результате в каждой народной игре создавались возможности для упражнения детей в развитии не только основных движений, но и в активизации и развитии их физических качеств.
С целью повышения влияния подвижных игр на развитие физических качеств детей, варьируя игру, мы не меняя замысел и композицию игры, использовали:
увеличение дозировки (повторность и общую продолжительность игры, пробегания в играх с перебежками («Кто первый?», «Черное и белое», «Надо местом нам меняться», «Посадка картошки» и др.);
увеличение продолжительности интенсивных движений в играх с увертыванием «Северный и южный ветер», «Охотники и утки», «Грушка» и др.);
изменение размещения играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
смена сигнала (вместо словесного - звуковой или зрительный);
усложнение правил (в старшей группе пойманных можно выручать);
увеличение числа ловишек (выбор сразу 2-3 водящих в играх «Чай–чай, выручай», «Совушка-сова» и др.).
Таким образом, в процессе формирующего эксперимента были подобраны народные игры, способствующие целенаправленному развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, подвижности детей 5-6 лет; народные игры, направленные на развитие физических качеств детей, включались в разные формы двигательной деятельности; большое внимание было уделено развитию у детей умений организовывать народные игры в самостоятельной деятельности. Опубликовано 08.10.2017