Чиркова Татьяна Александровна
Трансформация образовательного процесса в развитии традиционного образования
▼ Скачать
Изменения в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений обусловлены законодательными и нормативно-правовыми документами, такими как:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в рамках национального проекта «Образование».
Публикация «Трансформация образовательного процесса в развитии традиционного образования» размещена в разделах
Согласно вышеуказанным документам к 2024 во всех образовательных организациях необходимо создать современную и безопасную цифровую образовательную среду. Это необходимо для того, чтобы подрастающее поколение современных детей («поколение альфа») комфортно жило в эпоху искусственного интеллекта.
Для достижения этих целей в Детском саду «Радуга», расположенному по адресу: Оренбургская область, Тоцкий район, село Тоцкое Второе, улица Рабочая, дом 9 были изучены нормативные документы и методические материалы по организации цифровой образовательной среды и на их основании скорректирована Основная образовательная программа детского образовательного учреждения «Радуга».
К трансформации образовательного процесса можно отнести :
создание родительских чатов и правил поведения в них;
обучение педагогов компьютерной грамотности и использованию образовательного контента;
размещение на официальном сайте образовательного учреждения https://zar-totckoe.orbschool.ru/?section_id=43 актуальной информации, согласно действующему законодательству (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта ОО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);
для организации цифровой образовательной среды возможность использования в образовательном процессе онлайн-платформ (Мерсибо, Педсовет. орг, Педагоги России и др., программ (PowerPoint, Pablisher) и облачных пространств (google Диск, Яндекс Диск).
Информационно-коммуникационные технологии позволяют:
проводить опросы и анкетирование;
создавать ссылки на фото и видео файлы, а также использовать облачное хранение данных для удобства использования.
С созданием цифровой образовательной среды дошкольное образование вышло на новый формат взаимодействия всех участников образовательного процесса, а именно родители стали активными участниками образовательного процесса.
Несмотря на то, что создание цифровой образовательной среды уже является неотъемлемой частью образования по результатам опроса большинство родителей выступают против цифровизации процесса обучения. По их мнению, в детском саду следует отдавать предпочтение лепке, вырезанию фигур из бумаги, развитию мелкой моторики.
Но не смотря на желания родителей в нашем саду используется цифровое оборудование, преимущество его использования в том, что оно: универсально (заменяет традиционные и маркерные доски, функционально (позволяет визуализировать текстовую и графическую информацию, удобно в использовании, экономично.
Смартфоны и планшеты стали привычными игрушками современных детей, воспитатели это понимают. С целью мотивации детей к познавательной деятельности, они стараются чаще использовать электронные образовательные ресурсы. Но как сохранить баланс между интерактивностью и гигиеническими требованиями? Как развивать познавательную активность ребенка без ущерба для его здоровья? С этой целью педагогам необходимо учитывать физиологические особенности детей и создавать условия для кибербезопасности и соблюдения кибергигиены при использовании цифровой образовательной среды, что закреплено в нормативных документах.
Интерактивная доска или интерактивная панель размещаются так, чтобы ребенок легко дотягивался до верхнего края рабочей поверхности. Высота нижнего края доски над полом-0,8 м. Проектор должен обеспечивать высокую яркость изображения. Лучи не должны попадать в глаза работающему у доски, а его тень не должна падать на экран. Полное затемнение помещения не допускается. На окнах должны быть жалюзи или светонепроницаемое полотно, что позволит исключить засветку доски солнечным светом и ее бликование. Экран интерактивной доски, телевизор, монитор компьютера являются источником электромагнитного излучения, поэтому рекомендуется задействовать их только на занятиях с детьми старше 5-ти лет. Максимальная продолжительность использования интерактивной доски на занятии 15 минут. Максимально допустимый угол просмотра детьми экрана 45 градусов. Офтальмологи доказали, что нагрузка на глаза при использовании электронного оборудования на много выше, чем при восприятии аналогичной информации с бумажного носителя, т. к. зрение у дошкольников формируется только к 6-ти годам. Минимизировать влияние интерактивной доски на формирующееся глазное яблоко детей позволяют комплексы зрительных гимнастик продолжительностью 2-3 мин [5].
Подготовить помещение и оборудование к работе - это лишь половина дела. Важно, чтобы педагог знал и умел оформлять экранную информацию: выбор размера и стиля шрифта, цветовое решение, сочетание цвета шрифта и фона. Не стоит перегружать видео ряд.
Внедрение цифровой образовательной среды в ДОУ создает организационные и технические возможности для совершенствования управленческой деятельности руководителя, в том числе создает возможность оптимизировать и снизить издержки процессов управления в ДОУ :
-повысить безопасность хранения персональных данных;
-снизить нагрузку, в части ведения административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности;
-создать условия для активного применения цифровых сервисов и образовательного контента всеми участниками образовательного процесса;
-сократить рабочее время педагогических работников на заполнение педагогической отчетности.
Успех в этой новой все более цифровой системе образования определяется не только тем, насколько обучение адаптирует человека к текущему социально-экономическому укладу. Успех все больше зависит от способности самого человека адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, эффективно осваивать новую деятельность и приобретать новые профессиональные качества в течение всей жизни.