Светлана Китова
Традиции семейного воспитания для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительное изменение современного мироустройства затрагивает все сферы общественного взаимодействия. Однако далеко не все изменения имеют положительную динамику. В последнее время в современном обществе зачастую можно наблюдать ослабление моральных норм и угасание традиционных устоев. Именно по этой причине на сегодняшний день семье как одному из основных социальных институтов необходимо возрождать и укреплять духовно-нравственные традиции.
Публикация «Традиции семейного воспитания для дошкольников» размещена в разделах
Стойкость и сила семейных взаимоотношений связаны с тем, что они постоянны и длительны. Ребенок учится действовать вместе с родителями в реальных жизненных ситуациях, подражает старшим, усваивает не только определенные навыки, знания и умения, но и образ жизни, отношение к окружающему миру, себе и другим людям. Являясь первым и главным примером, родители несут ответственность за развитие и воспитание детей. От способности и желания родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависит становление духовного мира ребенка, стремление ребенка к знаниям, готовность к межличностному общению, развитию социальных навыков [3, с. 130].
Семья является главным хранителем и носителем стереотипов поведения и национальных традиций, выступает одним из главнейших элементов в механизме передачи социального опыта. Традиции семьи относятся к совокупности семейных функций, определяющих становление уклада семьи и ее психологическую атмосферу [4, с. 287].
Во многом благодаря традициям в доме формируется благоприятный психологический климат, доброжелательные отношения между членами семьи. Учитывая данный аспект, необходимо осознавать, что задача возрождения и развития традиций должна стать общим направлением для родителей и педагогов, так как традиции являются по большей части основой духовно-нравственного воспитания ребенка [3, с. 130].
Термин "традиция" (от латинского слова traditio – передача) рассматривался с позиций различных отечественных ученых. Также существует обширное количество дефиниций данного термина. Рассмотрим некоторые из них:
Толковый словарь С. И. Ожегова дает следующее определение: "То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений".
В русском толковом словаре В. В. Лопатина приводится следующее значение: "Переходящие от одного поколения к другому обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п. ".
Толковый словарь Д. Н. Ушакова определяет традицию как "То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи" [5].
Отмечается, что традиция как социальное явление обладает следующими особенностями: во-первых, – избирательность: традиция характеризуется отбором, селекцией культурного материала; во-вторых, – повторяемость: для закрепления традиции необходима проверка временем, историческая дистанция; в-третьих, – действенность: традиция находит выражение в практическом характере [2, с. 55].
Научный интерес представляет исследование, проведенное российскими учеными. Предметом исследования стали семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания. Методом анкетирования было опрошено 63 семьи (родители воспитанников ДОУ). В результате исследования было выявлено, что 18% семей понимают и полностью признают значимость семьи и семейных традиций в воспитании морально-нравственных ценностей ребенка и характеризуются высоким уровнем активности в их применении. Представители второй группы – 25 % семей – понимают и принимают социальную значимость и педагогическую ценность использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей, но на практике используют их редко. 35% респондентов отметили, что на среднем уровне понимают педагогическую ценность и социальную значимость использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей и на среднем уровне активны в их применении. Представители четвертой группы – 22 % семей – не понимают значение использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей, большая часть родителей данной группы считают, что ответственность за воспитание ребенка в большей степени находится на представителях образовательных учреждений [1, с. 176 – 177].
Данное исследование еще раз подчеркивает необходимость возрождения и укрепления семейных духовно-нравственных традиций. Как правило, в современных семьях принято праздновать дни рождения и отмечать иные значимые праздники, посещать культурно-развлекательные мероприятия. Менее распространёнными, но важными для возрождения и укрепления являются следующие традиции : совместные занятия утренней гимнастикой, физкультурно-досуговые мероприятия, туристические походы и отдых на природе, кулинарные традиции, увлечение рыбной ловлей, вышивка, рукоделие, рисование и иная творческая деятельность, просмотр художественных и научных фильмов и их обсуждение, чтение.
Отдельно следует рассмотреть семейное чтение как поистине уникальный способ речевого и интеллектуального развития ребенка, воспитания интереса и любви к книге, формирования позитивного отношения к миру. В содержании литературных произведений существуют большие возможности для духовно-нравственного воспитания ребенка [4, с. 288].
А. Н. Толстой писал: " Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов".
Семейное чтение – один из самых доступных и коротких способов знакомства детей с жизненным опытом предков, обогащающий как детей, так и родителей знаниями о традиционных отношениях в семье, добре и зле, совести, послушании, побуждающий любить, прощать, сопереживать, жалеть, что в большинстве своем и составляет опыт духовной жизни [4, с. 288].
Предполагается, что возрождение и укрепление семейных духовно-нравственных традиций будет способствовать становлению личности ребенка, укреплению его психологического здоровья, лучшей социализации, обогащению семейных ценностей. Целесообразно выделить ценностно-смысловое звучание традиции семьи, это, в свою очередь, позволит разработать подходы, направленные на обеспечение духовной безопасности и сохранение культурной самобытности, как отдельной семьи, так и российского общества в целом [2, с. 59].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Горячева Ж. А. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания // Гуманитарные исследования. 2015. № 4 (56). С. 175 – 178.
2. Гущина Н. А. Традиции семьи как фактор социализации ребенка в дошкольном детстве // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3 – 2. С. 53 – 60.
3. Сарыг-Лама С. О. Возрождение семейных традиций – основа духовно-нравственного воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 129 – 132.
4. Юревич С. Н., Москвитина Е. П. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Международный научный журнал "Инновационная наука". 2015. № 11. С. 287 – 289.
5. Энциклопедии, словари, справочники – онлайн [Электронный ресурс] – URL : https://www.вокабула. рф/. – ( дата обращения: 05.11.2018).