Получи документы

Традиции семейного воспитания для дошкольников

Светлана Китова
Традиции семейного воспитания для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Стремительное изменение современного мироустройства затрагивает все сферы общественного взаимодействия. Однако далеко не все изменения имеют положительную динамику. В последнее время в современном обществе зачастую можно наблюдать ослабление моральных норм и угасание традиционных устоев. Именно по этой причине на сегодняшний день семье как одному из основных социальных институтов необходимо возрождать и укреплять духовно-нравственные традиции.

Публикация «Традиции семейного воспитания для дошкольников» размещена в разделах

Стойкость и сила семейных взаимоотношений связаны с тем, что они постоянны и длительны. Ребенок учится действовать вместе с родителями в реальных жизненных ситуациях, подражает старшим, усваивает не только определенные навыки, знания и умения, но и образ жизни, отношение к окружающему миру, себе и другим людям. Являясь первым и главным примером, родители несут ответственность за развитие и воспитание детей. От способности и желания родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависит становление духовного мира ребенка, стремление ребенка к знаниям, готовность к межличностному общению, развитию социальных навыков [3, с. 130].

Семья является главным хранителем и носителем стереотипов поведения и национальных традиций, выступает одним из главнейших элементов в механизме передачи социального опыта. Традиции семьи относятся к совокупности семейных функций, определяющих становление уклада семьи и ее психологическую атмосферу [4, с. 287].

Во многом благодаря традициям в доме формируется благоприятный психологический климат, доброжелательные отношения между членами семьи. Учитывая данный аспект, необходимо осознавать, что задача возрождения и развития традиций должна стать общим направлением для родителей и педагогов, так как традиции являются по большей части основой духовно-нравственного воспитания ребенка [3, с. 130].

Термин "традиция" (от латинского слова traditio – передача) рассматривался с позиций различных отечественных ученых. Также существует обширное количество дефиниций данного термина. Рассмотрим некоторые из них:

Толковый словарь С. И. Ожегова дает следующее определение: "То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений".

В русском толковом словаре В. В. Лопатина приводится следующее значение: "Переходящие от одного поколения к другому обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п. ".

Толковый словарь Д. Н. Ушакова определяет традицию как "То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи" [5].

Отмечается, что традиция как социальное явление обладает следующими особенностями: во-первых, – избирательность: традиция характеризуется отбором, селекцией культурного материала; во-вторых, – повторяемость: для закрепления традиции необходима проверка временем, историческая дистанция; в-третьих, – действенность: традиция находит выражение в практическом характере [2, с. 55].

Научный интерес представляет исследование, проведенное российскими учеными. Предметом исследования стали семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания. Методом анкетирования было опрошено 63 семьи (родители воспитанников ДОУ). В результате исследования было выявлено, что 18% семей понимают и полностью признают значимость семьи и семейных традиций в воспитании морально-нравственных ценностей ребенка и характеризуются высоким уровнем активности в их применении. Представители второй группы – 25 % семей – понимают и принимают социальную значимость и педагогическую ценность использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей, но на практике используют их редко. 35% респондентов отметили, что на среднем уровне понимают педагогическую ценность и социальную значимость использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей и на среднем уровне активны в их применении. Представители четвертой группы – 22 % семей – не понимают значение использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей, большая часть родителей данной группы считают, что ответственность за воспитание ребенка в большей степени находится на представителях образовательных учреждений [1, с. 176 – 177].

Данное исследование еще раз подчеркивает необходимость возрождения и укрепления семейных духовно-нравственных традиций. Как правило, в современных семьях принято праздновать дни рождения и отмечать иные значимые праздники, посещать культурно-развлекательные мероприятия. Менее распространёнными, но важными для возрождения и укрепления являются следующие традиции : совместные занятия утренней гимнастикой, физкультурно-досуговые мероприятия, туристические походы и отдых на природе, кулинарные традиции, увлечение рыбной ловлей, вышивка, рукоделие, рисование и иная творческая деятельность, просмотр художественных и научных фильмов и их обсуждение, чтение.

Отдельно следует рассмотреть семейное чтение как поистине уникальный способ речевого и интеллектуального развития ребенка, воспитания интереса и любви к книге, формирования позитивного отношения к миру. В содержании литературных произведений существуют большие возможности для духовно-нравственного воспитания ребенка [4, с. 288].

А. Н. Толстой писал: " Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов".

Семейное чтение – один из самых доступных и коротких способов знакомства детей с жизненным опытом предков, обогащающий как детей, так и родителей знаниями о традиционных отношениях в семье, добре и зле, совести, послушании, побуждающий любить, прощать, сопереживать, жалеть, что в большинстве своем и составляет опыт духовной жизни [4, с. 288].

Предполагается, что возрождение и укрепление семейных духовно-нравственных традиций будет способствовать становлению личности ребенка, укреплению его психологического здоровья, лучшей социализации, обогащению семейных ценностей. Целесообразно выделить ценностно-смысловое звучание традиции семьи, это, в свою очередь, позволит разработать подходы, направленные на обеспечение духовной безопасности и сохранение культурной самобытности, как отдельной семьи, так и российского общества в целом [2, с. 59].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Горячева Ж. А. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания // Гуманитарные исследования. 2015. № 4 (56). С. 175 – 178.

2. Гущина Н. А. Традиции семьи как фактор социализации ребенка в дошкольном детстве // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3 – 2. С. 53 – 60.

3. Сарыг-Лама С. О. Возрождение семейных традиций – основа духовно-нравственного воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 129 – 132.

4. Юревич С. Н., Москвитина Е. П. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Международный научный журнал "Инновационная наука". 2015. № 11. С. 287 – 289.

5. Энциклопедии, словари, справочники – онлайн [Электронный ресурс] – URL : https://www.вокабула. рф/. – ( дата обращения: 05.11.2018).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания»Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г.Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г. Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016г. В зал входит ведущая. Ведущая: Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группыОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа) Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: познакомить родителей.

Сценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитанияСценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитания Сценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитания 2018г. Выход ведущей под музыку А. Рыбникова из к/ф «Встреча» Ведущий.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции семейного воспитания для дошкольников
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 20:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиции семейного воспитания для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Китова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД