Наталья Черкащенко
Традиции природоохранного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Родная природа в народной педагогике и, значит, в этнопедагогике играет огромную роль. В литературе, в том числе педагогической, уже закрепилось понятие малой родины и – соответствующего чувства. Природа, непосредственно окружавшая ребенка в детстве, оставляет неизгладимый отпечаток в сознании на всю жизнь. Это чувство порой бывает настолько сильным, что, попав в какие-нибудь другие края, для него – чужие, человек глубоко тоскует, и чувство ностальгии побуждает его рано или поздно вернуться в родные места. «Зовите меня варваром в педагогике, – писал К. Д. Ушинский, – но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
Публикация «Традиции природоохранного воспитания» размещена в разделах
С самого раннего возраста русский народ воспитывал детей в духе гармонии с природой. Ребёнок от взрослых узнавал о божьих птицах – утке, как помощнице Рода при творении мира, белом соколе как символе Бога. Детям рассказывали о том, что деревья отдают свою энергию добрым людям, а у плохих забирают её. Всё это учило детей с уважением относиться к природе, стимулировало к её познанию. Народная педагогика, через сказку, пословицы, песни постоянно внушала детям мысль о полноценности человеческой жизни лишь в единстве с растительным и животным миром. Нарушение этой гармонии приводило к гибели человека. Русскому народу было известно о том, что в природе есть как добрые и злые деревья, так и добрые и злые места. Например, для очищения воды от вредных примесей использовались добрые деревья, у родников сажали ветлу, ольху, которые пропускали через свои корни глубинную воду и выдавали на поверхность чистую воду в виде чистого родника.
Другое отношение было к осине как носителю отрицательной энергии и как к дереву-вампиру. Но и осину использовали для своеобразного лечения, она втягивала в себя (плохое) порчу. Если в человеке есть плохое и он постоянно болеет, то он должен посидеть под осиной, чтобы она вытянула из него порчу, а потом сразу же пересесть под липу, которая даёт ему доброту и спокойствие. Благодаря своей наблюдательности за поведением животных и птиц, пытливости своего ума русский народ умел находить добрые места (на добром месте отдыхают животные, лошади, быки, козы ложатся на землю). Там строили жилые дома и там рождались здоровые дети. Если дом стоял на плохом месте, люди, живущие в нём, часто болели и умирали. На очень сильных добрых местах строились святилища и высаживались деревья для священных рощ. Русские люди свято верили в то, что священные рощи исцеляют добрых людей и наказывают тех, кто плохо относится и не почитает природу. Исключительно верный ответ на извечный вопрос – что такое Родина, что значит в жизни ребёнка окружающая его природа – рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания» : «Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна. Я бы желал, чтобы лету конца не было! Осень – лучшее всех времён года!» В то же время этот рассказ – одно из лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической педагогики опирающейся на народность.
Опыт общения человека с природой значительно обогащает духовность народной педагогики. Полученный опыт во все времена национален, но он никогда не выпадает из русла общечеловеческих ценностей. Ласточка совьё т гнездо на фронтоне дома: «Чело дома приглянулось ласточкам» – счастье семье. Дятла услышишь стук –предстоящий день несёт радость увидишь дятла – значит день будет счастливым: «Родственная птица, родственная душа – вечно в трудах и заботах». Человек без запаха земли долго не проживёт. И поэтому пускай в домах больших городов будут хотя бы цветы в горшках.
Народная педагогика считает, что общение человека с природным миром обладает сильными психолого-педагогическими возможностями. Так какие же функции может осуществлять общение?
1) Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.
2) Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может действенным образом помогать гармонизации их межличностных отношений.
3) Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем вспомогательным источником совместного действия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной её реабилитации. Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации.
На Руси одними из первых зародились традиции, регулирующие взаимоотношения человека и природы. Они обладают большим воспитательным потенциалом сохранения и воспроизводства окружающей природы. Древние люди обожествляли природу. Они преклонялись перед громом и молнией, которые могли убить; перед лесом, кормившим и укрывавшим их, перед водными стихиями, с одной стороны, питавшими людей, с другой – представлявшими угрозу для жизни. Исследователь народной культуры начала XIX в. A.A. Коринфский писал: «Небо является теперь, в представлении народа престолом Божьим, а земля – подножием ног Его. В седые же времена, затонувшая в затуманенной бездне далеких веков, и небо – Сварог, и Мать Сыра Земля представляли собою великих богов, с бытием которых неразрывными узами было связано все существование миров небесного и земного, и от воли которых зависели жизнь и смерть, счастье и горе человека – этой ничтожной песчинки мироздания, возомнившей себя царем природы» .
Для человека стихии воплощали определенные космические силы. Земля – одна из основных стихий мироздания – осмысливалась как всеобщий источник жизни, мать всего живого, в том числе и человека (Мать Сыра Земля). Вода – источник жизни и средство магического очищения. Огонь – очищающее пламя, несущее свет и тепло, так как он связан с солнцем, воплощающим творческое, активное начало, но он мог быть и яростной, мстительной стихией. Воздух связан с небом, это – сфера пребывания душ и невидимых демонических существ.
В течение многих тысячелетий человек наблюдал за природой, постигал ее законы, учился жить с ней в гармонии и согласии, поняв раз и навсегда, что он только ее маленькая частица. Отсюда идут корни традиций бережного отношения к природе. Суть народных традиций по воспитанию у детей любви к природе, бережного отношения к ней – прежде всего в формировании восприятия самого себя как частицы природы, обязанной жить в согласии и гармонии с окружающим миром. Человек в понимании народа является частью природы, а поэтому он должен подчиняться ее всеобщим, главнейшим законам. Согласно традиционному восприятию окружающего мира все, что окружает человека – деревья, травы, реки, озера, горы и др. – это звенья одной цепи, находящиеся в неразрывном единстве. Если разрушается хотя бы одно звено – это отрицательно сказывается на всех остальных. Так сложились в русской традиции важные обычаи : оставлять грибницу гриба, часть яиц в гнезде, не забирать весь мед у диких пчел, отпускать во время рыбной ловли мальков, бережно относиться к деревьям и даже просить у срубаемого дерева прощения: «Меня прости, святдерево, отпусти» и т. д.
Особо трепетно наши предки относились к земле. Мать Сыра Земля в их воображении выступала живым существом, требующим любви, заботы и внимания. Кормилицу землю сравнивали с матерью, которая также, дает своим детям жизнь и пропитание. Народ-пахарь, сын своей земли, живущий, кормящийся ее щедротами, дышащий одним дыханием с природой, относится к Матери Сырой Земле с истинно сыновней любовью и почтительностью. А. А. Коринфский подчеркивает: русский народ исстари слыл народом-пахарем, самым могущественным из созданных его вековыми сказаниями богатырей и является оратай (то есть пахарь) Микула Селянович. Люди, не умевшие читать, писать, твердо знали, что, уничтожая природу, человек убивает не только себя, но и своих потомков. Уже в древности были сформированы, а позже восприняты и развиты традиции поведения в природе, суть которых состоит в отношении к ней как к живому существу. Эти традиции живы и сегодня, но только вдали от цивилизации, там, где люди чтут обычаи своих предков.
Пропагандируемый в советский период лозунг «Человек – царь природы» вырастил поколение вандалов, беспощадно уничтожающих, загрязняющих, истребляющих, разбазаривающих нашу мать-природу. Ведь мало кто из современников задумывается о том, почему природу, землю называют матерью. Да прежде всего потому, что она дает жизнь, что нет для человека в жизни ничего священнее материнского чувства: «Сын родной земли – живущий, кормящийся ее щедротами…дышащий одним дыханием с природою, исполнен к матери сырой земле истинно сыновней любви и почтительности…От земли взят, землею кормлюсь, в землю пойду! – говорит хлебороб деревень русских». Все эти идеи стали неотъемлемым элементом народного мировоззрения, что нашло отражение в многочисленных традициях, обычаях, обрядах всех народов. Они четко определяли правила поведения человека в природе, которые свято соблюдали все: от малолетнего ребенка до седого старца.
Обращение к традиционным правилам поведения человека в природе может научить детей и молодежь природоохранной деятельности, помочь понять, что все живое имеет право на жизнь, что засоряя леса и водоемы, человек лишает будущего своих потомков.
Обращение к родникам народной культуры существенно повышает воспитательный потенциал экологического воспитания и является важным фактором успешности процесса формирования экологической культуры детей. Кроме этого, использование прибауток, скороговорок (приложение 6, пословиц на любом учебном занятии – это поддержание хорошего настроения, радостных чувств в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве.
Повышение экологической культуры детей возможно через включение в учебный материал народных сказок, пословиц и поговорок, загадок, легенд, ведь в них содержится колоссальный опыт наших предков, которые тысячелетиями наблюдали, сопоставляли, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним. Экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, игры. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. На чувственном уровне дети получают представления об универсальности.
И по сей день бессмертны средства народной педагогики: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.
Важное место отводится загадкам. Народные загадки – эффективное средство экологического воспитания. В загадках отражается любовь к окружающей природе, знание ее.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни воздействуют на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Большое значение в воспитании этно-экологической культуры детей имеют народные песни, которые отражают красоту родной природы, традиции и обычаи села.
Эти песни являются главным украшением в проведении народных праздников. Особое внимание уделяется пословицам, в которых заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.
Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы демократической культуры. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Пословицы – не старина и не прошлое, а живой голос народа; народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Г. Н. Волков подчеркивает: «Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства». Во многих пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание, что природа – это сила, с которой надо считаться.
За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что – либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. «Что посеешь, то и пожмешь». Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной.
Народная память хранит множество примет, которые являются народной наукой, так как являются своеобразной системой народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию материалистического мировоззрения.
Огромным педагогическим потенциалом обладают сказки. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней. Образы зверей и птиц наполняют устное творчество всех народов мира. При изучении царства животных на занятиях используются и сказки, и пословицы с поговорками, и народные приметы, загадки. Важное место отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой всей жизни.
Сказка повествует о том, что заведомо невозможно и нереально. В каждой сказке есть нечто фантастическое или неправдоподобное. Любая сказка имеет свой педагогический эффект. Правильная организация работы с ее текстом позволяет использовать сказку для целей обучения и воспитания. Сказка способна предупредить, остановить ребенка в совершении плохих поступков, она побуждает к деятельности. Потенциал сказки не только в реализации художественно-эстетического воспитания ребенка, он может быть использован в решении всех образовательных задач.
Все разновидности сказочного жанра сказки, социально-бытовые сказки, авантюрно-новеллистические сказки) имеют огромный потенциал в формировании представления ребенка о мире и живой природе. В сказках о животных могут происходить встречи диких животных и домашних, в них животным приписывается возможность дружить, приходить друг другу на выручку. Много сказок, созданных разными народами, повествует о взаимоотношениях животных и человека.
В народных сказках отражается вера человека в то, что животным присуще все, что свойственно людям. Сказочные истории отражают верования древних людей, согласно которым начало их рода связывалось с животными или растениями. Возможно вера в эти связи становится причиной того, что животные или растения в сказках одушевлены. Животные в сказках разговаривают, как люди, занимаются такими же делами, им приписываются все достоинства и недостатки человека. В волшебных сказках предстает перед читателем фантастический мир, и он оказывается то «в тридесятом царстве, в тридевятом государстве», то в подводном царстве. Всё, что происходит там, привлекает читателей. Образ отважного героя, который одолевает многоглавого Змея и Кощея бессмертного, привлекает ребенка. В сказках действуют волшебные предметы: сапоги скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка. Многое в сказках совершается по чудесному всесильному слову: вызывается Сивка-бурка, отворяются двери темницы, появляется скатерть самобранка. В таких сказках отражаются волшебства магии: лечат настоями «чудесных» трав, едят молодильные яблоки, окропляют живой и мёртвой водой и т. д. В сказках герои нарушают систему запретов, которые раньше служили как предостережение от опасностей, для своих родичей и соплеменников. Нарушив запреты старших, герои попадают в беду. («Гуси — лебеди», «Привередница», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.). Популярные герои русских волшебных сказок — Иван, Емеля, Андрей — стрелец. Некоторые сказочные герои волшебного происхождения (Ивашко — медвежье ушко, другие царского рода (Герой сказки «Иван — царевич и серый волк»). Но еще больше тех, кто без рода, без племени, а потому зовут его Иван — дурак, который на печи сидит.
Внешность героев различна (писаный красавец, невзрачный парень, характер тоже не всегда положительный (на Иванушку — дурака все машут руками, над ним смеются, его презирают). Тем не менее, в ходе сказочных событий, он выходит победителем. В сказке проявляются его подлинные качества. Он, оказывается, не глуп, а просто не применял своих сил без надобности, любит природу и щадит или выручает животных, попавших в беду, а они потом становятся его чудесными помощниками. Любимый народный герой — бесстрашный, он преодолевает все преграды; верный своему слову, он выполняет всё, за что ни возьмётся. Главный герой ловкий, смелый, иногда хитрый, он выходит победителем изо всех преград и — в качестве награды получает жену — красавицу, да ещё с царством-государством в придачу.
Большое место в русском сказочном жанре занимают социально-бытовые сказки. Социальный быт крестьян тесно связан с природой. Знакомство с бытом позволяет увидеть жизнь человека в природе, познавая саму природу. Через сказку ребенок не только понимает то, что высмеивается народом, что не принимается им, но то, о чем он мечтает, чего желает. В сказках жадный богач не становится ещё богаче, а разоряется, бедняк же, наоборот становится богачом. В жизни барин, помещик, чиновник, поп издевались над мужиком, батраком, просителем — в сказке происходит наоборот. Сказочный герой Емеля — дурак разъезжает на печи по всему царству, для печи рубит дрова. Эта информация помогает показать, какие природные ресурсы потреблял человек, для чего, каких целей. Развивая данную тему, можно спросить, какие ресурсы нужны современному человеку, чтобы получить тепло и изготовить пищу. Волшебная щука, которую поймал Емеля — это еще тема для беседы (богатство рек служило человеку). И здесь возможность поднять проблему водных ресурсов и их богатств, которые не остаются вечными, истощаются. [4]
Своеобразие социально-бытовых сказок в том, что действие их происходит в реальном мире. Однако этот реальный мир сегодня изменился, изменились условия быта, среда. Постоянным остается востребованность природных богатств и взаимодействие человека с природой. Ценность чтения для детей бытовых сказок заключается в том, что заключенный в них юмор и иронии помогают оценить ситуацию, которая может быть спроецирована педагогом на современную реальность (здесь возможность развития творческого воображения ребенка). Еще одна возможность реализации задач экологического воспитания ребенка в процессе чтения сказок — это «встречи» с волшебными предметами, которые обладают чудесными свойствами. В организации беседы о чудесных предметах можно предложить детям использовать их возможности для решения тех или иных проблем (например, бродячих собак).
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.
При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности детей:
для младших дошкольников более доступны малые фольклорные формы (потешки, считалки, загадки, короткие сказки);
в среднем возрасте большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам;
со старшими детьми можно использовать народные песни, приговорки, приметы.
Развивая технологию экологического воспитания детей ясельного возраста, мы использовали малые жанры русского фольклора: колыбельные песни, потешки, пестушки, помня о том, что погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной для ребёнка форме обучать его. Жизнь малышей- это в первую очередь питание, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с ними мы отбирали колыбельные песни, потешки, пестушки, которые с одной стороны, содержат элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в режимных моментах.
Большинство потешек, пестушек создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. В незатейливой, но в образной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребёнок расширяет свои знания о животных, об их голосах, особенностях поведения и т. д. Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического воспитания дошкольников.
Ещё одна особенность фольклорного материала- ритмичность, насыщенность движением, игрой слов. Это позволяет использовать его на экологических занятиях с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними животными, рассматривании картин с их изображением. Дети охотно подражают крикам и движениям животных, изображают их, играя вместе с нами.
Хоровод – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья. Хоровод подчинен ритму и гармонии, он дает удовольствие и радость каждому участнику, объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с природой. Именно эта воздействующая на эмоциональное состояние и развитие детей особенность имеет принципиальное значение для экологического воспитания.
Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.
Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает средства народной педагогики. Они являются источниками мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению.
В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой : она возникла как общечеловеческая идея из гармонии самой природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее, что поднимало человека на новую ступень развития сочетание экологического воспитания с народной педагогикой может носить всесторонне упорядоченный характер и охватывать такие параметры педагогического процесса, как развивающая среда, содержание и формы работы с детьми.