Ильина Людмила Григорьевна
Традиции и обычаи моего села
▼ Скачать + Заказать документы
Шакина Татьяна Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Детсад №1 с. Янтиково»
Традиции и обычаи моего села
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.
Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитыми, здоровым, жизнерадостным.
Публикация «Традиции и обычаи моего села» размещена в разделах
«Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни» - отмечает Глава нашего государства Владимир Путин в Послании Федеральному собранию.
Глава Чувашской Республики - Михаил Игнатьев в Послании народу Чувашии, подчеркивает: «Сила Чувашии в её людях, а здоровье нации зависит от нашего отношения к детям».
На современном этапе развития нашего общества ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость укрепления здоровья детей.
Воспитание при общении к обычаям и традициям народа, большую помощь оказывают национальные игры. В играх воспитывается любовь и уважение в своему народу, формируется стремление постижению богатства национальной культуры. Чувашское слово «вёйё» (игра) первоначально означало действие, требующее от играющего физическую силу: «Без силы и игры нет» (Вёйсёр вёйё та =ук». В то же время в наличии в чувашском языке слова «вёйё-кулё» ( буквально: игры и смех). Показывает, что под игрой чуваши понимали также действия, связанные с забавой и весельем. Как и у других народов, у чувашей много подвижных игр, доставляющих детям массу радости и веселья. Отношения народной педагогики к ним ярко выражено в словах песни «=амрёк чухне выльёр, кулёр, /к. нмелле ан пултёр.» Вместе с тем чувашская народня педагогика видела в играх не только интересное времяпровождение и развлечение для детей. Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке детей, играли немаловажную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, готовили их к практической трудовой деятельности. Одни из них развивали силу, ловкость, точность движения, другие - приучали к сообразительности концентрации, внимания и т. д.
Игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием чувашского народа. В них ярко отражались быт, труд, национальные устои, представления и мироздании, времени и пространстве. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «Стрельба из лука» (Ухёпа пемелле, «Влошадки» (Лашалла) свидельствует о том, что чуваши когда-то участвовали в военных походах, битвах, игры. «Слепой баран» (Суккёр такала, «В курицу» (Чёхёлла), «В быка»
(Вёкёрла) дают понять, что чуваши держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, а игры «В царя» (Патшалла, «Царь-победитель» ,мп/лле) отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве.
Почти все игры рассчитаны на участие их группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться всех играющих. Эти такие игры как: «Луна и солнце» (Уйёх е х. вел, «Дочку замуж выдаю» (Х. р памалла, «Тилирам» (Ал татмалла). С помощью коллективных игр, приучали детей в общению между собой, взаимным услугам и соблюдений общих интересов. Такие игры содействовали возникновению в детской среде соревнования и, как результат призванию достоинств или осознания недостатка, поощрению тех, кто показал высокий уровень физических качеств, порицанию тех, кто проиграл.
Особенностью детских игр было объедение их детей примерно детей одного возраста, близлежащих домой или одной улицы. Состав игровых компаний был относителен, мог несколько варьироваться в зависимости от времени года.
Воспитательное значение детских игр повышалось ещё тем, что в их процессе применялось своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения обычно складывались из того, что победитель первым начинал следующею игру, выбора партнер, назначения наказания проигравшему. Наказания в играх были самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди лошадей. Своеобразным наказанием являлось и то, что проигравший должен был спеть или станцевать в кругу участников.
В своем дошкольном учреждении, мы поставили цели изучения, педагогического наследия чувашского народа. На начальном этапе познакомились с историей чувашского возникновения чувашских игр, содержаниями методикой их использований, разработали план мероприятий, по расширению игрового репертуара. Описание отдельных игр нашли в словаре чувашского языка Н. И. Ашмарина, сб. «Чёваш халёх сёмахлёх.» (Vim., ч. I «Ача-пёча сёмахлёх.», ч. 1985, работах академика Г. Н. Волкова, в некоторых других публикациях.
Из истории чувашских подвижных игр
….через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют….
Е. А. Покровский
В старину у чувашей существовало около 300 игр, в основном это подвижные игры. Большинство этих игр сейчас позабыты, и ребята в них уже не играют. Правда, как и сто лет назад, девочки всё ещё скачут через скакалку или играют в классики, прыгая на одной ножке. Но мальчики сегодня играют уже в новые игры – летом в футбол, а зимой – в хоккей. Сейчас почему – то мальчики и девочки обычно играют в разные игры, а раньше все игры были общими.
В большинство чувашских подвижных игр играют на свежем воздухе «Там пемелле», «Селен хури». Старинные детские игры хорошо развивали физическое здоровье детей. Летом они бегали наперегонки, прыгали, кувыркались на траве. Жерди забора использовали как турники. Устраивали скачки на лошадях.
В древности закаливание начиналось с самого детства. Начиная с конца весны, и до конца лета все дети купались, в речках, прудах. Всё лето бегали босиком, носили простую льняную одежду. И большую часть времени, даже зимой, проводили не дома, а на улице, играя в подвижные игры «Шыв упа», «Чечекле».
Многие дети в прошлом были физически гораздо сильнее, чем их современные сверстники. Дети часто занимались физическим трудом, играли на свежем воздухе, не ели сахар и конфеты, обязательно пили молоко, и, самое главное у них не было компьютеров, который заставляет современного человека долго сидеть неподвижно.
Очень многие подвижные игры были настоящим спортом – бег наперегонки, метание, прыжки в длину и в высоту, игры с мячом, катание на лыжах, на деревянных коньках (таркач).
Самым лучшим способом физического воспитания был труд. Чувашские дети копали грядки, носили воду (в маленьких вёдрах, рубили ветки, подметали двор, помогали взрослым в поле, а также успевали поиграть в подвижные игры.
Среди чувашей широко распространены и такие общеизвестные по всей России игры, как «Лапта», «Городки», «Бабки», «Жмурки», «Шубу шить» и другие. Потом они получили чувашские названия и некоторые национальные по форме элементы (например, «Атаманла» - разновидность «Лапты», «Яртмалла» - вариант игры «Шубу шить»). Было и много самобытных игр, редко встречающихся у других народов.
Большинство игр чувашских детей носит групповой характер. Такие игры способствуют развитию коллективизма, укрепляют связь поколений. Это видно на примере таких игр, как «Чечекле» («В цветы») и других, в которых могут одновременно участвовать и 2 -3 летние дети, и подростки. Нередко и трудовые дела сочетались с игрой. Например, много игр связано с ночной пастьбой лошадей, с праздником в честь завершения весеннего сева (акатуй).
У многих народов в древности существовали весенние праздники, на которых проводили «спортивные» соревнования. Таким чувашским праздником был – акатуй. Во время него могли проводиться состязания среди детей и взрослых по бегу, прыжкам в длину и высоту, стрельбе из лука, особой борьбе «на поясах» и конным скачкам.
Победителей награждали вышитыми платками, полотенцами, деньгами. Самый сильный человек получал звание «паттар» (богатырь).
Перед включением чувашских игр в систему занятий, мы сгруппировали их по видам: Сюжетное и бессюжетное, подвижные и неподвижные, распределили с возрастными особенностями детей, одновременно ведем сбор народных игр местного населения, выясняем персонажи, какие предметы нужны были для их организации. Так было записано 6 игр, после выяснилось, что 2 из них самобытные,характерные для нашего села.
Чернов Владимир Владимирович (80 лет,дедушка Максима, называет любой игрой «Лапту». Эта игра была самой любимой среди сверстников в летнее время, вспоминает Владимир Владимирович, а зимой любили кататься на коньках. Это были деревянные коньки, они были не у всех и катались на них по очереди. Санки тоже были деревянными и катались на них с горы на краю села.
Выяснилось, что одной из любимых игр, наших бабушек и дедушек «12 палочек».
Поддерживать интерес детей в народным играм, нам помогают родители, они сшили нам народные костюмы: девочкам- платья, фартуки, мальчикам- рубашки, вышитые пояса. Головные уборы «Тухья» изготовили воспитатели нашего дошкольного учреждения. В этих костюмах дети с удовольствием выступают на праздниках. Народные подвижны игры, являются не только приобщении детей к национальным традициям и национальной культуре, но и средством воспитания патриатических чувств, ибо в них проявляется образ жизни народа их быт и труд, колорит обычаев и самовыражении нации, своеобразие языка. В них заложены представления об истинной чести, мужестве.
Чувашские подвижные игры, должны обязательно войти в жизнь современных дошкольников. Чувашская подвижная игра приобщает к традициям чувашского народа, отражает национальный колорит обычаев, способствует усвоению духовного богатства народа, уважению национальной культуры. Обращение к старинным чувашским подвижным играм актуально и своевременно. Эти игры не утратили силу своего воздействия на детей и в наши дни. Использование народных подвижных игр воспитательном процессе, положительное влияние на состояние здоровья, и умственному развитию дошкольника, углубит знания о культуре родного края.
Приложение №1
Луна или солнце (Уйёхпа х. вел)
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Приложение №2
Расходитесь! (Сир. л. р)
Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.
Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три - пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь
Приложение 3
Танец с платками. Исполняет группа девочек под народную мелодию «Молодежная пляска» (+амкрёксен ташши) в обработке Г. Лискова
Приложение 4
Старинная чувашская забава «Борьба с полотенцами» (С. лк. пир к. реш. в.).
Два игрока становятся друг против друга. Каждый борец держит в руках полотенце. По сигналу ведущего игроки, обходив полотенцем талию соперника, стараются уронить его на землю. Игрок первым упавшим на землю, считается побежденным. Борец, оставшийся непобежденным, получает титул богатыря.
Приложение 5
«Угадай у кого колечко» (+ер. Памалла)
Водящий зажимает в пальцах ладоней, сложенных лодочкой колечко, другие сидят перед ним в ряд. Их ладони тоже сложены лодочкой и вытянуты вперёд. Водящий подходит к каждому по очереди и "проводит" своей "лодочкой" между ладоней того, к кому подошёл. Во время одного из таких "проведений" ведущий должен раскрыть пальчики, чтобы передать колечко или камешек. Сделать можно 2 обхода. После последнего обхода ведущий говорит: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!" Рядом сидящие должны угадать, у кого колечко и, задержав его руками, не дать ему вырваться и выйти.