Людмила Еромова
Толерантность как принцип взаимодействия между людьми
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Публикация «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми» размещена в разделах
Наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Именно в этом возрасте формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них, в то же время молодые не ощущают той остроты неприязни и непримиримости к людям других национальностей, которые порой возникают у взрослого поколения (дети больше и чаще забывают о национальности своих друзей, с которыми играют и учатся).
Особая роль в воспитании толерантности отводится педагогу, от которого требуется владение культурой межнационального общения, свобода от старых догм и стереотипов, приверженность гуманистическим нормам межличностного взаимодействия, умение учитывать в своей деятельности специфику и традиции того региона, в котором он трудится.
Все это привело к разработке тренинга для развития детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов
Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.
Приведенная ниже система тренинговых процедур может быть использована не только при работе с детьми но и при работе со взрослыми.
1. Упражнение «Комплименты»
Оборудование:мяч
Форма работы: коллективная, в кругу.
Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент.
Задание.
По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное– комплимент.
2. Упражнение «Превращения»
Форма работы: коллективная, в кругу.
Задание. Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения.
- Если бы я был книгой, то я был бы.
- Если бы я был едой, то я был бы …
- Если бы я был животным, то я был бы …
- Если бы я был растением, то я был бы …
3. Упражнение «Памятка на «черный день»
Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества» для индивидуальной работы
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Подготовка. Нарисовать на доске таблицу «Мои лучшие качества»
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.
Задание. Перенесите к себе на листки приведенную на доске таблицу и заполните самостоятельно ее графы следующим образом.
«Мои лучшие черты» : в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты» : сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.
«Мои достижения» : в этой графе обозначьте свои достижения в любой области.
Можно предложить детям обозначить только свои лучшие качества. Индивидуальная самостоятельная работа Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)
4 Упражнение «Угадай, о ком идет речь»
Оборудование: листы бумаги и ручки
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Задание. Выберите кого-нибудь из группы и письменно зафиксируйте его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека.
Индивидуальная работа
Зачитайте свои заметки, а остальные – отгадайте, кто был описан.
6. Упражнение «Правда или ложь»
Оборудование:листы бумаги и ручки
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Задание. Напишите три предложения, относящиеся лично к вам. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет.
Индивидуальная работа
Зачитайте ваши предложения. Задача остальных – определить, что из сказанного соответствует действительности, а что – нет.