Валентина Веселова
О толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить детей в игре сформировать навыки доброжелательного и уважительного поведения к окружающим.
Мы часто стали слышать слово «толерантность». Что же оно означает? Толерантность/ в переводе с латыни/ - терпение. Это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. Словарь Брокгауза и Эфрона сводит толерантность, в основном, к веротерпимости. Словарь Даля трактует «терпимость», как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.
Публикация «О толерантности» размещена в разделах
В соответствии с Декларацией принципов толерантности, она определяется следующим образом: ценность и социальная норма гражданского, общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества, быть различными, обеспечение устойчивой гармонии между различными концессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
В отличии от «терпимости» / терпеть – не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-либо бедственное, тяжелое, неприятное/, «толерантность» - это готовность принимать поведения и убеждения, которые отличаются от собственных, даже, если вы не соглашаетесь или не одобряете их.
Декларация принципа толерантности была принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1955 года. Теперь это день ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Россия – многонациональная страна, на ее территории проживает множество народов, каждый со своей историей, традициями. Толерантность – это не безразличие, а уважение и правильное понимание других культур.
Очень важно в современном мире признать такие ценности, как согласие, компромисс, терпимость, понимание, сочувствие, преемственность. Толерантность формируется с раннего детства. Дошкольный возраст очень важен в развитии личности ребенка, когда развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности.
Наша задача – сформировать у ребенка навыки доброжелательного и уважительного поведения, учить воспринимать окружающий мир, развивая культуру поведения, хорошие манеры и привычки, культуру межличностного общения, учить жить в мире непохожих друг на друга людей.
По определению Декларации принципов толерантности, «толерантность» - это «гармония в многообразии. Задача взрослых, и воспитателей в частности, заключается в том, чтобы дети почувствовали свою ценность и индивидуальность, а также ценность и индивидуальность окружающих людей. Дети должны почувствовать, что живут в добром, светлом, любвеобильном мире.
Первое, что дети слышат от нас, взрослых, это свои имена. Мы называем их ласково: Аня-Анечка, Маша - Машенька и т. п. Читая и рассказывая сказки, учим доброте, дружбе. Ведь репку в сказке вытащила не мышка, а все вместе. В день рождения ребенка мы все вместе встаем в хоровод и поздравляем именинника. Наша задача донести до детей, что мы все разные, но это и хорошо. Если будет все одинаковое, то будет неинтересно и не красиво. Например, все будут любить только красные яблоки и только желтые цветы.
Игра в жизни ребенка – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Нужно, как можно чаще играть с ними в словесные игры, после которых можно сделать вывод, что однообразие – это скучно. Можно предложить детям простые вопросы:
*Назови любимое животное
*Твой любимый фрукт
*Твой любимый мультфильм
Сделать акцент на то, что детей много, ответов много, они все разные. Нужно учить принимать любой ответ, у каждого свое мнение. Очень хорошо, когда дети принимают друг друга такими, какие они есть, не зависимо от цвета кожи, волос, глаз и каких – то других различий.
Легко работать, когда родители являются союзниками в решении этой проблемы. Атмосфера в семье существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. Согласно представлениям Г. Олтера: «Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семье, с принимающей атмосферой. Их любят и принимают вне зависимости от того, что и как они делают. Наказаний в таких семьях суровых не бывает, ребенок не вынужден каждую минуту подавлять свои импульсы, во избежание родительского гнева.
В своей работе мы используем такие формы контактов с родителями: собрания, консультации, развлечения, фотовыставки, праздники и т. д. Но если родители не нашли компромисс в общении друг с другом, не учат быть терпимыми, добрыми, отзывчивыми, то не будет дружного коллектива у детей. Поэтому наша задача создать такой микроклимат в группе, чтобы все хотели общаться друг с другом или проявляли толерантность /терпение и
уважение/.
В общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в направлении: «Социально - личностное развитие» говорится о развитии умений дошкольников согласовывать тему игры (игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д., самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры.
Хорошо поиграть в игры:
*Ласковые имена/установление положительного контакта между детьми. Ход игры : Ведущий предлагает назвать соседа ласковым именем,так чтобы ему было приятно.
*Сообщества любителей….
Ход игры: Ведущая говорит, что мы все очень разные и в то же время, чем – то друг на друга похожи и предлагает встать в кружок любителей…/например – мороженого или конфет и т. п. /.Играя, дети делают вывод, что у них много общего.
*Встаньте те, у кого …./развитие внимания, наблюдательности / Ход игры: Дети сидят на ковре, ведущая просит встать тех, у кого карие глаза; у кого светлые волосы; кто любит петь и т. д.
*Магнитики /создание положительного эмоционального фона / Ход игры: Дети ходят по игровой комнате и по сигналу воспитателя выполняют действия:
Один хлопок – приседают
Два хлопка – объединяются по двое
Три хлопка – по трое
Четыре – встать в общий круг
Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным, успешным комфортно чувствующим себя в социуме, думая, что его ребенка не коснутся проблемы. Общество постоянно меняется, меняются и проблемы. Одна из них - нарушение толерантности. «Давайте жить дружно!» - девиз наших детишек в группе.
Успехов всем в нелегком труде!