Любовь Григорьевна Филипских
Толерантное воспитание детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ»
Воспитатель : Филипских Л. Г.
г. Приморско-Ахтарск
2020г
Публикация «Толерантное воспитание детей (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в нашей стране, многонациональной с множеством разнообразных и не похожих друг на друга культур.
Толерантность - (от латинского — терпение) проявляется в терпимости к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувством, мнениям, идеям, верованиям.
Одни люди терпимы к другим, другие – совершенно нетерпимы. Толерантность помогает личности ориентироваться на самооценку, а не на оценку окружающих людей, и проявляется в общении, деятельности, поведении. Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности значительно выше. Она отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью). [1]
У детей дошкольного возраста толерантность должна проявляться в общих делах, особенно в игровой деятельности.
Проблема: научить толерантности с детских лет дошкольного возраста – весьма актуальна.
Обучение конструктивному регулированию конфликтов и воспитание установок на их ненасильственное разрешение постепенно входит в воспитательный процесс. Происходит это в общем контексте формирования толерантного сознания.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Как утверждает отечественный педагог-психолог Асмолов А. Г., толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитателя и ребёнка, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. [2]
Толерантность, как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке» [3].
Для дошкольного образовательного учреждения проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 10 — 20 детьми, пришедшими из разных микросоциумов. Для плодотворного воспитания в группе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в группе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. На наш взгляд, формирование толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «воспитатель — ребёнок». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение воспитателем определенных демократических механизмов в организации воспитательного процесса и общения детей друг с другом, и с воспитателем. Именно в ДОУ важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Цель формирования толерантности – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных и межэтнических конфликтов – одна из главных задач формирования толерантности.
Важной задачей воспитания толерантности признается развитие умений разрешать конфликты посредством развития способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с «другими», «иными», «чуждым». [4].
В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т. е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику, что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или «образца своего поведения».
Разработанная нами программа в области воспитания, должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях как между детьми, так и между группами.
Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у детей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Таким образом, на сегодняшний день возникает необходимость воспитания и формирования культуры толерантности с дошкольного возраста.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Формирование культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + воспитатель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, детского сада и семьи, объединивших свои усилия в воспитательном процессе, направленном на формирование открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
В основе воспитательной деятельности педагога должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному.
Представленная ниже программа по формированию толерантности у детей подготовительных групп детского сада, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволит детям успешно адаптироваться не только к жизни в дошкольном образовательном учреждении, но и за ее пределами.
Программа "Толерантное воспитание детей подготовительной группы"
Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Программа "Толерантное воспитание детей подготовительной группы", предназначена для реализации в подготовительных группах, и предусматривает следующие направления формирования толерантности :
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ребята должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.
Основными методами деятельности по формированию толерантности у детей, являются:
- беседа (что такое хорошо и что такое плохо)
- групповые тренинги
- игры (сюжетно – ролевые)
- наглядная информация (картинки с разными ситуациями) .
Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:
- ребенок, успешно взаимодействующий в группе;
- ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
- социально адаптированный ребёнок.
Программа, вполне применима в воспитательном процессе и, на мой взгляд, соответствует теоретическим закономерностям воспитания толерантности.
Литература:
1. Г У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. Учимся толерантности. М., 1990 с. 177
2. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000 с. 7
3. Шрейдер Ю. А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 199 с 8
4. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образов