Ольга Нечаева
Типы речи (продолжение предыдущей записи)
▼ Скачать + Заказать документы
(продолжение предыдущей записи)
Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи. К ним относится описание, повествование и рассуждение.
Тип речи зависит от характера объекта речи, от материала о котором надо что – то сказать. Если материалом речи являются последовательные действия, то речь будет повествовательной, если объект речи – предмет, признаки которого нужно словесно обозначить, то речь будет иметь описательный характер. Если же объектом речи являются какие – то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам, то это речь типа рассуждения.
Публикация «Типы речи (продолжение предыдущей записи)» размещена в разделах
Каждый тип речи нуждается в специфическом отборе материала и обладает помимо общих свойств текста своими структурными особенностями. Однако в речевой практике описание, повествование, рассуждение в своем «чистом» виде встречаются крайне редко. Все эти типы речи, по выражению И. А. Пленкина, способны к существованию, к мирному «сотрудничеству», без тени каких - либо противоречий.
Вместе с тем любой художественный текст, включающий в себя все типы речи в своей основе является или повествованием или рассуждением, или описанием.
Рассмотрим все типы речи.
Описание- это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта.
Постоянные признаки в объекте - это признаки, которые вообще свойственны тому или иному времени года, местности, данному человеку, предмету и т. д. Они могут характеризовать как внешние черты (размер,
цвет, объем и т. д., так и внутренние качества предмета или явления
(характер, увлечения, повадки и т. д.).
Описание объекта характеризует объект, т. е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки – это «новое» предложение. В «данном» предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается
ли говорящему: 1) вычленить характерные детали предмета; 2) увидеть их главные и наиболее яркие признаки; 3) найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?»
Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи.
Прежде всего описание – это характеристика предмета в статистике (сообщается об одновременных признаках). Оно представляет собой «фотографию» предмета (явления) в определенный момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов – описаний.
Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация.
Описание не допускает смешения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени.
Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений.
Описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким. Для него характерна лучевая связь между предложениями.
В зависимости от того что описывается, тексты – описания подразделяют на описание предмета, природы, помещения, архитектурного сооружения, скульптурного изображения, местности, внешности человека.
Описаниями являются и те тексты, в которых говориться о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам – описаниям относят, также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.
Рассуждение - это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями,
образующими умозаключение. Рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства.
В рассуждении содержится объяснение какого – либо факта
аргументируется определенная точка зрения, раскрывается причинно – следственные связи и отношения.
Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? Зачем? В чем смысл?
Этот тип речи имеет свои отличительные признаки.
В рассуждении обязательны две смысловые части, которые взаимообусловлены. Первая часть – это то, что объясняется, доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательство. Изложение того что объясняется, доказывается, требует в рассуждении обязательного присутствия объяснения, доказательства.
Композиция рассуждения чаще всего строится так: вслед за введением подготавливающем слушателя к восприятию проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод. Возможно и иное построение рассуждения: вначале идут доказательства, а затем уже вывод, который и становится тезисом рассуждения. Структура рассуждения не
является жесткой, так как доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В этом типе речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.
В рассуждении используется различные способы выражения причинно – следственных отношений.
Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связей и отношений реального мира.
Повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которое происходит в разное время, но связаны
между собою, зависимы друг от друга.
В лингвистике повествование рассматривается как текст, в котором на первый план выдвигается порядок протекания действий (процессов,
явлений ит. д.). Каждое предложение его обычно выражает какой – либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествование представляет собой ответы на вопросы: что? Где? Как? Когда?
Повествование характеризуется рядом признаков.
Прежде всего повествование отличается динамичностью, которая передается семантикой глаголов, видовременными формами глаголов (настоящее, прошедшее, будущее время, совершенный и несовершенный вид) со значением мгновенности, стремительности («вдруг»,
«неожиданно» и пр., наличием обстоятельственных слов со значение временной последовательности
(«потом, «затем», «после этого» и др., союзов со значением чередования и др. В повествовательном рассказе допустимо смешение времен.
Повествование в отличие от описания можно проиллюстрировать серией картин или создать по нему диафильм.
Другим существенным признаком этого типа речи является наличие сюжета и действующих персонажей. В повествовании может быть передан диалог.
Повествование отличается также структурой: текст начинается с экспозиции, которая знакомит со временем и местом события (действия). Затем следует завязка (начало действия или причина события). После этого повествование продолжается развитием события и кульминацией, которая разрешается развязкой.
Структура повествования характеризуется большей жесткостью, так как перестановка компонентов ограничена фактором временной
последовательности, нарушение которой может привести к искажению сюжета.
Для повествовательных рассказов также характерна цепная связь между предложениями.
Особенностью повествовательного рассказа для детей дошкольного возраста
является то, что повествование – это такой тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера дошкольников привлекает их больше других и чаще создается ими в речевой практике. Однако, как показали исследования (О. С. Ушаковой, Н. Ф. Виноградовой, Н. Г. Смольниковой, Л. Г. Шадриной, В. В. Гербовой, Т. И. Гризик, Н. В. Елкиной, дети испытывают затруднения в освоении повествовательных монологов данного типа.
Повествовательные рассказы детей характеризуются следующим:
- Ребята затрудняются в определении главной темы повествовательного рассказа. На вопрос «О чем этот рассказ?» дети чаще всего начинают или пересказывать текст, или отвечают не по существу;
- повествование у многих детей не может иметь четкой структуры: в их рассказе часто пропускается какая –то структурная часть (начало, середина,
конец, нарушается последовательность действий в основной части, наблюдается беспорядочность изложения, отступление от первоначального замысла, стандартность и стереотипность зачинов, логическая незавершенность рассказов;
- в рассказах детей нет достаточно полной и четкой характеристики героев, редко встречаются описание природы, прямая речь;
- чаще всего дети используют такие средства выразительности, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, синонимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются в единичных случаях;
- типичный недостаток детских повествований – большое количество пауз; частое использование повторов какого – либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и
места («потом», «там», «тут», что характерно для формально – сочинительной связи между предложениями. Вместо связного текста образуется несколько предложений, объединенных одной темой;
- для детских рассказов характерны однообразные, однотипные по структуре предложения (в основном простые и сложносочиненные, сложноподчиненных почти нет.
- дети не умеют детализировать действие, расчленять на составные части. Поэтому их рассказы схематичны, они не передают динамики, настроения.
Учитывая специфику повествования как типа монологической речи и особенности детских повествовательных рассказов, исследователи определи круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в дошкольных учреждениях. К ним относятся:
- умение определять тему рассказа, давать заголовок;
- знание структуры рассказа и умение следовать ей;
- владение разными способами зачинов рассказов;
-соблюдение последовательности в переходе от одной мысли к другой, умение логически завершать рассказ;
- умение пользоваться разными типами связей между предложениями;
- владение разнообразными средствами выразительности, умение точно подбирать слова по смыслу;
- использование различных синтаксических конструкций предложений;
Формирование вышеназванных умений поможет детям создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. Обучая этим умениям, воспитатель помогает детям осознать особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные высказывания.