Лучший педагог года

Типы речи (продолжение предыдущей записи)

Ольга Нечаева
Типы речи (продолжение предыдущей записи)
▼ Скачать + Заказать документы

(продолжение предыдущей записи)

Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи. К ним относится описание, повествование и рассуждение.

Тип речи зависит от характера объекта речи, от материала о котором надо что – то сказать. Если материалом речи являются последовательные действия, то речь будет повествовательной, если объект речи – предмет, признаки которого нужно словесно обозначить, то речь будет иметь описательный характер. Если же объектом речи являются какие – то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам, то это речь типа рассуждения.

Публикация «Типы речи (продолжение предыдущей записи)» размещена в разделах

Каждый тип речи нуждается в специфическом отборе материала и обладает помимо общих свойств текста своими структурными особенностями. Однако в речевой практике описание, повествование, рассуждение в своем «чистом» виде встречаются крайне редко. Все эти типы речи, по выражению И. А. Пленкина, способны к существованию, к мирному «сотрудничеству», без тени каких - либо противоречий.

Вместе с тем любой художественный текст, включающий в себя все типы речи в своей основе является или повествованием или рассуждением, или описанием.

Рассмотрим все типы речи.

Описание- это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта.

Постоянные признаки в объекте - это признаки, которые вообще свойственны тому или иному времени года, местности, данному человеку, предмету и т. д. Они могут характеризовать как внешние черты (размер,

цвет, объем и т. д., так и внутренние качества предмета или явления

(характер, увлечения, повадки и т. д.).

Описание объекта характеризует объект, т. е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки – это «новое» предложение. В «данном» предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается

ли говорящему: 1) вычленить характерные детали предмета; 2) увидеть их главные и наиболее яркие признаки; 3) найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?»

Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи.

Прежде всего описание – это характеристика предмета в статистике (сообщается об одновременных признаках). Оно представляет собой «фотографию» предмета (явления) в определенный момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов – описаний.

Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация.

Описание не допускает смешения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени.

Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений.

Описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким. Для него характерна лучевая связь между предложениями.

В зависимости от того что описывается, тексты – описания подразделяют на описание предмета, природы, помещения, архитектурного сооружения, скульптурного изображения, местности, внешности человека.

Описаниями являются и те тексты, в которых говориться о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам – описаниям относят, также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.

Рассуждение - это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями,

образующими умозаключение. Рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства.

В рассуждении содержится объяснение какого – либо факта

аргументируется определенная точка зрения, раскрывается причинно – следственные связи и отношения.

Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? Зачем? В чем смысл?

Этот тип речи имеет свои отличительные признаки.

В рассуждении обязательны две смысловые части, которые взаимообусловлены. Первая часть – это то, что объясняется, доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательство. Изложение того что объясняется, доказывается, требует в рассуждении обязательного присутствия объяснения, доказательства.

Композиция рассуждения чаще всего строится так: вслед за введением подготавливающем слушателя к восприятию проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод. Возможно и иное построение рассуждения: вначале идут доказательства, а затем уже вывод, который и становится тезисом рассуждения. Структура рассуждения не

является жесткой, так как доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В этом типе речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.

В рассуждении используется различные способы выражения причинно – следственных отношений.

Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связей и отношений реального мира.

Повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которое происходит в разное время, но связаны

между собою, зависимы друг от друга.

В лингвистике повествование рассматривается как текст, в котором на первый план выдвигается порядок протекания действий (процессов,

явлений ит. д.). Каждое предложение его обычно выражает какой – либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествование представляет собой ответы на вопросы: что? Где? Как? Когда?

Повествование характеризуется рядом признаков.

Прежде всего повествование отличается динамичностью, которая передается семантикой глаголов, видовременными формами глаголов (настоящее, прошедшее, будущее время, совершенный и несовершенный вид) со значением мгновенности, стремительности («вдруг»,

«неожиданно» и пр., наличием обстоятельственных слов со значение временной последовательности

(«потом, «затем», «после этого» и др., союзов со значением чередования и др. В повествовательном рассказе допустимо смешение времен.

Повествование в отличие от описания можно проиллюстрировать серией картин или создать по нему диафильм.

Другим существенным признаком этого типа речи является наличие сюжета и действующих персонажей. В повествовании может быть передан диалог.

Повествование отличается также структурой: текст начинается с экспозиции, которая знакомит со временем и местом события (действия). Затем следует завязка (начало действия или причина события). После этого повествование продолжается развитием события и кульминацией, которая разрешается развязкой.

Структура повествования характеризуется большей жесткостью, так как перестановка компонентов ограничена фактором временной

последовательности, нарушение которой может привести к искажению сюжета.

Для повествовательных рассказов также характерна цепная связь между предложениями.

Особенностью повествовательного рассказа для детей дошкольного возраста

является то, что повествование – это такой тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера дошкольников привлекает их больше других и чаще создается ими в речевой практике. Однако, как показали исследования (О. С. Ушаковой, Н. Ф. Виноградовой, Н. Г. Смольниковой, Л. Г. Шадриной, В. В. Гербовой, Т. И. Гризик, Н. В. Елкиной, дети испытывают затруднения в освоении повествовательных монологов данного типа.

Повествовательные рассказы детей характеризуются следующим:

- Ребята затрудняются в определении главной темы повествовательного рассказа. На вопрос «О чем этот рассказ?» дети чаще всего начинают или пересказывать текст, или отвечают не по существу;

- повествование у многих детей не может иметь четкой структуры: в их рассказе часто пропускается какая –то структурная часть (начало, середина,

конец, нарушается последовательность действий в основной части, наблюдается беспорядочность изложения, отступление от первоначального замысла, стандартность и стереотипность зачинов, логическая незавершенность рассказов;

- в рассказах детей нет достаточно полной и четкой характеристики героев, редко встречаются описание природы, прямая речь;

- чаще всего дети используют такие средства выразительности, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, синонимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются в единичных случаях;

- типичный недостаток детских повествований – большое количество пауз; частое использование повторов какого – либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и

места («потом», «там», «тут», что характерно для формально – сочинительной связи между предложениями. Вместо связного текста образуется несколько предложений, объединенных одной темой;

- для детских рассказов характерны однообразные, однотипные по структуре предложения (в основном простые и сложносочиненные, сложноподчиненных почти нет.

- дети не умеют детализировать действие, расчленять на составные части. Поэтому их рассказы схематичны, они не передают динамики, настроения.

Учитывая специфику повествования как типа монологической речи и особенности детских повествовательных рассказов, исследователи определи круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в дошкольных учреждениях. К ним относятся:

- умение определять тему рассказа, давать заголовок;

- знание структуры рассказа и умение следовать ей;

- владение разными способами зачинов рассказов;

-соблюдение последовательности в переходе от одной мысли к другой, умение логически завершать рассказ;

- умение пользоваться разными типами связей между предложениями;

- владение разнообразными средствами выразительности, умение точно подбирать слова по смыслу;

- использование различных синтаксических конструкций предложений;

Формирование вышеназванных умений поможет детям создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. Обучая этим умениям, воспитатель помогает детям осознать особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные высказывания.

Публикации по теме:

Картотека ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (часть 4 продолжение) Занятие №16 «Весна поэта» Образовательные задачи: формировать звуковую культуру речи, учить произносить фразы с разной силой голоса, употреблять.

Консультация для родителей «Типы детско-родительских отношений» — презентация Слайд 1. Сегодня, уважаемые коллеги, мне хочется поделится с вами презентацией, которая понравилась родителям моих деток. Когда-то эта информация.

Посткроссинг на МAAM. ПродолжениеПосткроссинг на МAAM. Продолжение Мы открытки шлём друзьям, Почтальон ответ приносит, Эта дружба с перепиской Называется "посткроссинг" Примерно неделю назад почта доставила.

Проектная деятельность в ДОУ: классификация, типы, этапы В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны.

Рабочая программа (продолжение) СТАРШАЯ ГРУППА Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Рабочий лист для 5 класса для отработки навыков буквенной записи свойств сложения и вычитания, решения уравнений Рабочий лист6. Умения: Записывать и использовать буквенную запись свойств сложения и вычитания для нахождения значения числового и буквенного.

Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение.Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение. В предыдущей публикации я начала представлять рекомендации для родителей по летним видам спорта. В этой публикации представлены рекомендации.

Консультация для педагогов «Типы акцентуации» Демонстративный тип характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью.

Семинар ДОУ «Типы и структура занятий в ДОУ. Составление конспекта занятия» Семинар ДОУ «Типы и структура занятий в ДОУ. Составление конспекта занятия» Составила: старший воспитатель Фролова С. П. Цель: - систематизировать.

Типы и структура занятий в ДОУ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Типы речи (продолжение предыдущей записи)
Опубликовано: 3 января 2018 в 11:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Типы речи (продолжение предыдущей записи)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Нечаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД