Татьяна Павлик
Типы физкультурных занятий
Типы физкультурных занятий
В детском саду проводятся занятия различного типа. В основу их классификации могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений.
Для осуществления программы по физической культуре намечаются различные типы физкультурных занятий [22].
1. Традиционный: обучающий, смешанный, и вариативный характер.
Публикация «Типы физкультурных занятий» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
* Обучающий характер - ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам и упражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений и т. д.)
* Смешанный: разучивание новых и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденного материала
* Вариативный: основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах)
2. Игровой: на основе разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов
3. Сюжетно-игровой: содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию отражающую в условной форме окружающий мир ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия (“Путешествия”, “Цирк”, “Зоопарк”)
4. Тренировочный: направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.
5. С использованием тренажеров и спортивных комплексов: включено лазанье по канату, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках “ Здоровье”, с гантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка- цель: научить детей самостоятельно пользоваться тренажерами, пользоваться приемами самостраховки.
6. Ритмическая гимнастика: под музыку с включением ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений, хорошо освоенных детьми.
7. Занятие по интересам : развитие двигательных умений и навыков, творчества детей.
1 зона: мячи разных типов и размеров: набивные (весом 0,5 кг, массажные, теннисные.
2 зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли.
3 зона: полоса препятствий (гимнастическая скамья, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты)
4 зона: тренажеры разных типов: “Велосипед”, “Бегущая дорожка”, диск “Здоровье”
5 зона: комплекс для спортивных игр (бадминтон, городки, теннис, мяч баскетбольный).
Через 5-6 минут смена с детьми двигательной зоны. В течении занятия дети проходят все двигательные зоны.
8. Тематический: посвящено одному виду физических упражнений (лыжи, баскетбол, настольный теннис, бадминтон). Добиваться хорошего качества выполнения заданий.
9. Комплексный: синтезирование разных видов деятельности ( игровые: “Кто больше собрал”, “Собери по форме, цвету, парами).
10. Контрольно-проверочный: итоговый зачет: оценка физических качеств и двигательной подготовленности детей, 3-4 раза в году. Воспитатель групп, методист. Анализ динамики освоения детьми основных движений, физических качеств.
11. Туризм: на воздухе, в лесу, парке. Закрепление двигательных умений и навыков в естественных условиях.
Типы физкультурных занятий характеризуются большим разнообразием, также можно выделить занятия по содержанию :
Гимнастика и подвижные игры
обучение спортивным играм и элементам спортивных игр
развитие ориентирования
занятия-походы (элементарный туризм).
Если в основу классификации положить образовательные задачи и рассмотреть занятие с точки зрения соотношения нового и знакомого материала, можно выделить следующие типы :
1. Занятия смешанного типа, на которых разучиваются новые упражнения и закрепляют навыки в уже освоенных движениях
2. Занятия, целиком построенные на знакомых физических упражнениях и направленные на закрепление двигательных навыков
3. Занятия контрольного и учетного характера, на которых проверяются знания, уровень развития двигательных навыков физических качеств детей, их умение играть в подвижные игры