Надежда Викторовна Боярова
Тетрадь взаимосвязи педагога-дефектолога с воспитателями
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст для детей с ЗПР
Тема недели: «Овощи»
Программное содержание:
• Продолжать обогащать и совершенствовать представления детей об овощах: учить различать овощи по вкусу, на ощупь и составлять рассказ – описание (по схеме).
Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Публикация «Тетрадь взаимосвязи педагога-дефектолога с воспитателями» размещена в разделах
Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Учим загадки об овощах:
Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)
Я длинный и зеленый, вкусный я соленый,
Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос он крепко.
Что же это? (Репка)
Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Мы играем
«Угадай что в руке»
«Узнай по вкусу»
«Раздели овощи на группы»
«Четвёртый лишний»
«Узнай овощ по описанию»
«Какие овощи нарисовал художник»
Дидактическая игра с мячом:
«Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : огурец — огурчик, помидор — помидорчик.
«Один — много» (образование множественного числа имен существительных) : огурец — огурцы, помидор — помидоры.
Мы читаем: Ю. Тувим «Хозяйка с базара домой принесла», В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Джанни Родари «Приключения Чипполино», Н. Носов «Огурцы»
Тема недели: «Фрукты»
Программное содержание:
- Уточнять и расширять представления детей о фруктах, закрепить понятие «фрукты».
- Учить составлять рассказ - описание с опорой на план - схему (Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет? Каков на вкус? Что из него готовят)
- Упражнять в узнавании фруктов по вкусу и на ощупь.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много.
Вот: (Загибают пальцы по одному начинают с большого.)
Будем яблоки крошить,
Груши будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Сливы положим и песок,
Варим, варим мы компот. («Варят» и «мешают»)
Угостим честной народ!
Учим загадки о фруктах:
Круглое, румяное
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Он и сочен и душист
А снаружи золотист
Много долек в нем друзья
Для тебя и для меня (Апельсин)
В шкурке желтой, кислый он,
Называется …. (Лимон)
Сорвали детишки
Синие шишки
Шишки гладенькие
Внутри сладенькие. (Слива)
В кожуре он золотой,
Весь изогнутый такой
Привезён из дальних стран
Мягкий, вкусный фрукт. (Банан).
Мы играем
«Угадай что в руке»
«Узнай по вкусу»
«Раздели на группы»
«Четвёртый лишний»
«Узнай фрукт по описанию»
«Что нарисовал художник?»
Дидактическая игра с мячом:
«Один — много» (образование множественного числа существительных) : яблоко — яблоки, груша —. , слива —. , персик —. , банан —.
«Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : яблоко — яблочко, лимон —. , банан —. , апельсин —.
«Веселый счет» (согласование числительных с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две,одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона. пять лимонов; одна слива, две сливы. пять слив.
Мы читаем: Джанни Родари «Приключения Чипполино», Л. Н. Толстой «Косточка»
Тема недели: «Грибы. Ягоды»
Программное содержание:
• Продолжать формировать понятия «Ягоды», «Грибы».
• Научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящие к этому понятию.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Пальчиковая гимнастика «За малиной»
1,2,3,4,5.
В лес идем мы погулять
За черникой, за малиной
За брусникой и калиной
Землянику мы найдем
И братишке отнесем
Физкультминутка «На лесной поляне»
Мы с лесной поляны вышли,
Поднимаем ноги выше –
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас мы сядем, отдохнем,
А потом опять пойдем.
Мы играем
«1 - 3 - 5» (один гриб, два гриба,)
«Чего не стало?»
«Обведи по точкам»
«Четвёртый лишний»
«Чего в лесу много?» (гриб-грибов, малина-малины, дерево-деревьев)
«Назови ласково» (гриб-грибочек)
Можно почитать: В. Катаев «Кувшинчик и дудочка». В. Даль «Война грибов с ягодами», Я. Тайц «По грибы»
Учим загадки:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка
Шляпка есть – нет головы?
(Гриб)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще
(Подберёзовик)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Подосиновик)
Этот гриб живёт под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – (Боровик)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются. (Лисички)
Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые. (Поганки)
Он в лесу стоял,
Ни кто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный.
(Мухомор)
Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится - не даст простудиться.
В лес иди-ка - там ягодка. (Брусника)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Дозревала под снежком,
Ну – ка, кто со мной знаком?
(Клюква)
Сладких ягод соберите,
Для варенья припасите,
От простуды, от ангины
С чем поможет чай? - С. (Малиной)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
(Черника)
Тема недели: «Осень»
Программное содержание:
• Обратить внимание на изменение погоды по сравнению с летом (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди, листопад, заморозки).
• Закрепить представления детей об изменениях в жизни растений и животных осенью (созревание плодов, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, исчезновение насекомых, отлёт птиц, делают запасы).
• Познакомит детей с названием осенних месяцев.
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья берёзы, (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья рябины, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья клёна, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
Физкультминутка «Дождик»
Капля раз (Прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два (Прыжок)
Очень медленно сперва (4 прыжка)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом (Бег на месте)
Мы зонты свои раскрыли (Руки разводят в стороны)
От дождя себя укрыли (Руки полукругом над головой)
Мы играем
Лото «Времена года»
П/и «Мы листики осенние»
«Найди два одинаковых листочка»
«Отгадай загадку»
«Что перепутал художник?»
«Разложи листья по цвету»
«Найди лист по тени»
«Посчитай листья»
Можно почитать: стихи русс. поэтов об осени
Учим загадки:
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Что же это. (Листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (Лужи)
Пареньку почти семь лет.
За плечами ранец.
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята!
(1 сентября, День знаний)
Осенью он часто нужен -
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)
Сидит — зеленеет, лежит — пожелтеет, падает — почернеет. (Лист)
Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем. (Гербарий)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле чё рно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)