Галина Пашкова
Тест для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности
▼ Скачать +Заказ
Тест «Рисунок школы» (6-8 лет)
Тест предназначен для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
Для проведения теста каждому ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов
Публикация «Тест для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности» размещена в разделах
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям: 1) цветовая гамма, 2) линия и характер рисунка, 3) сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1. Цветовая гамма.
2 балла — в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т. д.);
0 баллов — рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный);
1 балл — в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
2. Линия и характер рисунка.
2 балла — объекты прорисованы тщательно и аккуратно; ис пользуются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;
0 баллов — объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия;
1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.
3. Сюжет рисунка.
2 балла — симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года — весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;
0 баллов — асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений); отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года — осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток — ночь или вечер;
1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.
Анализ результатов
6-5 баллов — у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;
4-2 балла — у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно - учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей;
1-0 баллов — у ребенка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
Как показывает практика психологической работы с детьми 6 - 8 - летнего возраста, учебно-важное качество «отношение к школе» достаточно успешно корректируется при условии тесного взаимодействия педагогов, родителей и психолога образовательного учреждения.