Кожина Ирина Петровна
Терапевтические игры в работе по сказкотерапии
Терапевтические игры в работе по сказкотерапии
Игра “Я”
Все дети усаживаются в круг. Один ребенок (условно - водящий) встает в центр круга напротив кого-нибудь из участников и громко говорит: “Я”.
Тогда сидящий напротив человек называет водящему какое-либо его
положительное качество ( например: “Я. ” - “. добрый”). Получив эту
“похвалу” водящий поворачивается к следующему человеку, сидящему в кругу. Когда пройден весь круг, в центр встает другой ребенок.
Игра «Я рад тебя видеть»
Публикация «Терапевтические игры в работе по сказкотерапии» размещена в разделах
Все встают круг, по кругу каждый говорит соседу справа следующую фразу, “Я рад тебя, видеть …называют имя соседа справа”.
«Путешествие на ковре-самолёте»
Попадаем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Закройте глазки,
расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает,
вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. (Можно включить спокойную музыку). Глазки открываются, сказка начинается.
Для этого использовала три техники расслабления:
а) расслабление по контрасту с напряжением;
б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;
в) расслабление — медитация.
Игра «Если нравится тебе, то делай так!»
Встанем все в круг. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом покажет какое-нибудь красивое движение, произнося при этом слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…». Остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг.
Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением необходимо привлекать внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица).
Контрастными парами могут быть слова:
Веселый – грустный, Твердый — мягкий,
Сильный — слабый, Холод — тепло,
Сосулька — водичка, Движение— сон,
Страх — доверие, Злой —добрый.
Можно использовать следующие варианты упражнений:
• Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Ведущий обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»). Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.
• Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживали пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.
• Детям в положении «стоя» предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Дотрагиваясь до каждого ребенка, проверяем, насколько напряглись мышцы его тела. Затем ласково гладим каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Проверяем расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука падает сама, без всякого сопротивления.
При обучении детей расслаблению обязательно необходимо проверять степень напряжения и расслабления детей прикосновением. Детей закрепощенных, нервных чаще, чем других, нежно и ласково поглаживала, помогая им расслабиться.