Татьяна Евграшина
Теория и практика проведения нетрадиционных воспитательных часов с подростками
▼ Скачать + Заказать документы
«Надо помочь входящим во взрослую жизнь поколениям
обрести собственное неповторимое лицо».
А. Запесоцкий.
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают.
В поведении детей и подростков проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества.
Поведение можно рассматривать как один из важнейших факторов, связывающих ребенка или подростка с окружающей действительностью, оказывающих влияние на формирование и развитие социальных качеств его личности.
Публикация «Теория и практика проведения нетрадиционных воспитательных часов с подростками» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Для воспитания особенно важны те аспекты поведения, в которых проявляются и формируются взаимоотношения детей друг с другом и окружающими людьми.
Многие дети (а количество таких детей растет с каждым годом) имеют различные отклонения от нормы в психическом и физическом развитии. Такие дети испытывают определенные трудности в адаптации к условиям и требованиям, которые предъявляет им общество. Им не удается адаптироваться к процессу обучения. У них появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера, нарушается система взаимоотношений с окружающими людьми. И решить проблемы таких детей не удается, если используются только меры административно-правового воздействия. Нужна кропотливая работа по развитию ума и способностей детей, коммуникативных качеств, следует чаще предоставлять им возможность показать себя с положительной стороны.
Далеко не всегда можно успешно решить вопросы адаптации детей, организуя межличностное взаимодействие в учебно-педагогическом процессе, поэтому лучше всего этого можно добиться при проведении нетрадиционных воспитательных часов. Именно внеурочная внеклассная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развитие их индивидуальности, а также общение со сверстниками, которое воспринимается подростками как нечто очень важное. Следует чаще и больше проводить нетрадиционных воспитательных часов, как то беседы, диспуты, игры, беседы за круглым столом, тематические праздники. В жизни детей младшего и среднего возраста тематические праздники играют очень большую роль. Дети этого возраста впечатлительны и эмоциональны, обладают яркостью и остротой восприятия, стремятся к самовыражению. Конечно, праздники должны быть веселыми, но при этом, каждый утренник должен сообщать детям что-то новое, иметь воспитательное значение.
Подготовка к проведению праздников начинается с выбора темы. Подготовительная работа начинается задолго до установленного дня. В этот период проводят различные викторины, подбирают интересный материал по теме праздника, оформляют зал, изготавливают пригласительные билеты и т. д. Эта работа позволяет детям проявить себя как в коллективной (групповой, так и индивидуальной деятельности. Очень важно чтобы задания были рассчитаны не только на признанных лидеров. Наоборот, они должны помочь обрести уверенность в себе, почувствовать уважение к себе со стороны сверстников, тем детям, которые по каким-либо причинам имеют низкую самооценку, некомфортно чувствуют себя в коллективе. Подобные задания используются и для вовлечения в работу детей, трудно идущих на контакт. Коллективная деятельность по подготовке к празднику обычно создает радостное настроение предвкушения праздника, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, так как они видят, что совместные усилия дают хороший результат. Например, можно провести праздники на тему :
1. «Чудо земли - хлеб». Цель: воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям труда.
2. «Праздник 8 марта». Цель: воспитание уважения и любви к женщинам.
3. «Праздник Победы». Цель: воспитывать патриотизм, уважение к людям, защищавшим Родину.
4. «Растем здоровыми». Цель: формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
5. «До свиданья, лето, до свидания!» Цель: настроить детей на учебную деятельность, обобщить знания о летних изменениях в природе.
6. «Путешествие в город чистоты и порядка». Цель: формирование здорового образа жизни.
7. «Москва – столица нашей Родины». Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за столицу России.
8. «День космонавтики». Цель: патриотическое воспитание, знакомство с историей покорения космоса.
9. «В стране любимых сказок». Цель: обобщать знания детей о прочитанных сказках, прививать любовь к литературе.
10. «Приключение у новогодней елки». Цель: воспитание чувства товарищества, коммуникативных качеств. И много – много других
праздников.
По обучению речевому этикету можно провести ряд бесед, игр,
например:
1. Игра «Правила приветствия». Цель: знакомить с правилами приветствия.
2. Игра «Как поживаете». Цель: знакомить с диалогической речью и речевым поведением.
3. Игры «Благодарю Вас», «Прошу прощения». Цель: знакомить с вежливыми словами.
4. Игра «Прошу Вас». Цель: знакомить с выражениями просьбы, вежливой формы отказа.
5. Игра «У меня зазвонил телефон». Цель: знакомить с правилами речевого этикета при телефонном разговоре.
Нетрадиционной формой воспитательных часов являются диспуты,
устные журналы, круглый стол, практические занятия :
1. Диспут на тему: «Можно ли иногда солгать». Цель: выяснить отношение детей к этому вопросу, выработать четкую позицию.
2. Устный журнал на тему: «Красота в мой входит дом, мне уютно будет в нем».
3. Круглый стол «За семейным столом», «Организация домашнего учебного труда». Цель: выработать пути повышения эффективности выполнения домашнего задания.
4. Выставка высказываний детей на определенную тему: «Как я понимаю выражение «семейный лад», «душа семьи», «худая слава», «мужская честь» и т. д.». Цель: выяснить знания детей на выбранную тему, формировать представление о взаимоотношениях в семье, воспитывать стремление к ладу и согласию в семье.
5. Практическое занятие «Домашний уют своими руками» (изготовление кистей для штор). Цель: воспитывать желание заниматься домашним трудом, желание создавать красоту.
6. Разговор за семейным столом: «Взаимоотношения в семье». Цель: дать теоретические знания о нравственных основах семьи, использовать их в конкретных ситуациях, воспитывать стремление разрешать возникающие проблемы доброжелательно, с уважением друг к другу.
7. Выпуск рукописной семейной газеты «Вечера отдыха в нашей семье». Цель: закреплять в сознании детей чувства родства, тепла, доброжелательности, которые сопутствуют домашним вечерам отдыха, показать значение традиций в семейном воспитании, развивать фантазию и творчество детей.
8. Оформление рукописного журнала на тему: «Сказки для малышей, придуманные старшими». Цель: воспитывать добрые теплые отношения между старшими и младшими детьми, умение получать удовольствие от радости малышей, воспитывать желание сделать приятное другим.
Нетрадиционными воспитательными часами также являются экскурсии, походы. Они заставляют детей снова проверять, что же надо на самом деле знать и уметь в этом мире. У детей рождаются собственные вопросы, а не те, которые следует сформулировать к параграфу. Во время походов в жизни детей появляется радость общения со сверстниками. Не пара часов беготни на улице, пока не загнали делать уроки, а общая работа изо дня в день, ссоры, конфликты, поиски человеческих способов их разрешения. Возвращается смысл простых слов: холод, жажда, усталость, победа. Возникает опыт преодоление настоящих, незапланированных программой трудностей, опыт переживания не учебных, а подлинных тревог.