Татьяна Кобина
Публикация к родительскому собранию «Я ребенок и я имею право»
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация к родительскому собранию:
«Я ребенок, и я имею право!» /b]
«Ты – гражданин России.
У тебя, как и у любого человека
есть гражданские обязанности и права.
Но знай, твои права особые.
Это – «Права ребенка»
Публикация «Публикация к родительскому собранию „Я ребенок и я имею право“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: просвещение родителей в вопросах соблюдения прав и достоинств ребенка в семье
Участники: воспитатель и родители.
Задачи:
• довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
• пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
• оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
Наше собрание мне хотелось бы начать строками из стихотворения:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим. Он на свете не один!
Поскольку ребёнок воспитывается в семье, возникает вопрос: «Что же такое семья?» (слушаем ответы родителей)
Теперь я зачитаю ответы детей на вопрос: «Что такое семья?» (ответы детей) – люди, которые живут рядом со мной; мама, папа, сестра, бабушка, дедушка; люди которые живут вместе; люди которые ухаживают за ребенком; родные люди
То, что несет в себе семья, заменить ничем невозможно. Истинные и духовные ценности, сохранить можно только в семье, передать через своих детей. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова, «Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По существу, нравственное воспитание и знакомство с правами человека в дошкольном возрасте это: «Что такое хорошо», и «Что такое плохо».
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять особое внимание.
Проблема эта рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом. Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений. Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. Наше будущее и будущее России, зависит от того, какое воспитание, развитие и образование получат наши дети как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.
Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – сказано в Всемирной декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей:
на имя,
гражданство,
любовь,
понимание,
материальное обеспечение,
социальную защиту
возможности получать образование,
развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
на воспитание; на развитие;
на защиту;
на активное участие в жизни общества.
На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании», Уголовный кодек РФ.
В Семейном Кодексе есть раздел который целиком посвящён правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
Семейные кодекс предусматривает, что родители не вправе причинить вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию детей! Их способы воспитания должны исключать жестокое, грубое, пренебрежительное и унижающее человеческое достоинство обращение, их эксплуатацию и оскорбление.
В Уголовном Кодексе предусмотрено наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, «если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним». Жестокое обращение может выражаться в непредставлении питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, нанесении побоев и др. статья 156 УК РФ
В статье 125 УК РФ («Оставление в опасности», предусмотрены меры наказания для лиц, которые в т. ч. заведомо оставили без помощи ребенка, оказавшегося в ситуации, представляющей опасность для его здоровья или жизни, не имеющего возможность самостоятельно справиться с ситуацией в силу различных причин, в т. ч. и возраста. Это касается тех случаев, когда родитель или иной взрослый имел реальную возможность и был обязан оказать необходимую помощь ребенку.
Вопросы к родителям:
Как вы думаете, поему возникла необходимость в Конвенции о правах ребенка? (много насилия со стороны государства и взрослых, дети не защищены)
Как вы считаете, нужно ли детям знать свои права в дошкольном возрасте? (Дети должны быть осведомлены о своих правах, тогда они вырастут свободными гражданами)
Проведение игры для родителей
Воспитатель делит группу родителей на две половины. Одна - представляет детей. А другая - родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав.
Необходимо напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребенка-дошкольника или вспомнить себя в детстве. После небольшой подготовки «родители» и «дети» начинают предъявлять права друг другу (проводится дискуссия). Причем каждое право может быть внесено в список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
Права родителей
1. Любить ребенка.
2. Контролировать поступки ребенка.
3. Ограничивать в излишествах.
4. Защищать своего ребенка, заботиться о нем.
5. Получать любовь, внимание со стороны ребенка.
6. Высказывать недовольство в корректной форме.
7. Давать советы.
8. Контролировать исполнение обязанностей, соответствующих возможностям ребенка
Права детей-дошкольников
1. Получать любовь и внимание со стороны родителей.
2. Выражать свое мнение в корректной форме.
3. Выбирать друзей и занятие в свободное время.
4. Кушать по желанию.
5. Высказывать недовольство.
6. Получать помощь и обслуживание (в разумных пределах) родителей
Можно сказать, что первое знакомство детей нравственно- правовыми понятиями происходит в семье, а родители гаранты прав своего ребенка.
В жизни случаются разные ситуации, давайте рассмотрим некоторые из них. [i]ситуация №1. [/i]
Каждое утро, мама собирает дочку в детский сад и она хочет надеть свое любимое платье, но в группе холодно и предлагает ей надеть теплое. Дочка ни за что не соглашается. И такая ситуация возникает каждое утро. Мама знает, что если она уступит ей, то ребенок заболеет.
Вопрос. Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию?
Предполагаемы ответы: (если ты его будешь часто носить, то оно будет не красивым, платье испачкалось и его нужно постирать)
Ситуация № 2. Сын ест сухарик. Он их очень любит. Мама предлагает ему апельсин: «Он вкусный, в нем много витаминов и пользы». Сын отвечает: «Я не хочу, мне нравится сухарик». Я настаиваю, продолжает мама, он полезен для твоего организма. Не хочу, и не буду протестует ребенок.
Вопрос. А у вас в жизни такие ситуации были? Как вы из них выходили?
Предполагаемые ответы: (можно съесть апельсин после сухарика)
Ситуация № 3.
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! Сын. А я имею право на отдых и досуг. Я привык отдыхать с громкой музыкой! Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация № 4. Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил? Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав?
Зачастую родители из самых лучших побуждений забывают, что у ребенка есть свое мнение которое он хочет отстаивать…Ребенок обязательно должен понять чего от него хотят, должен чувствовать, что его мнение небезразлично, что его понимают, что с ним считаются. Ребенок это не солдат, а мы командуем и требуем исполнения. В конвенции о правах ребенка говорится, что ребенок имеет право свободно выражать мое мнение. Рассмотрим следующую ситуацию. Саша, говорит мама, иди быстро завтракать! Ну сколько можно тебя ждать? Мы опаздываем в садик, а я на работу! Ты руки помыл? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом. Ну что ты там копаешься, ешь быстрее! Уф, ну и в кого ты такой у меня!
Вопрос. Оцените стиль общения с пятилетним ребенком с каким настроением он придет в детский сад?
Предполагаемые ответы!
Мама по дороге в детский сад может исправить положение, попросить у ребенка прощения. В плохом настроение родители часто говорят детям неприятные вещи, но надо и научиться просить прощения у ребенка. Раздражение матери передаётся ребенку и скорее всего проявится агрессией в детском саду. Психологическое давление, оскорбление, унижение, наносят ребенку больший вред чем физическое наказание, хотя и оно это унижение. В конвенции есть статья в которых говорится об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка.
Жизненная ситуация:
Однажды от одного своего знакомого я услышала, что воспитанием должен заниматься детский сад, там профессионалы, да и времени у меня нет, я же работаю.
Вопрос: Как вы думаете, кто должен заниматься воспитание ребенка? Мама, папа или детский сад?
Будущее ребенка, его психическое и физическое развитие напрямую зависит от родителей и взрослых его окружающих, и от того, что он видит в семье, от отношения к нему. Я спросила детей как наказывают их дома: (мультики не разрешают смотреть, игрушки брать, ставят в угол, один в комнате, не дают сладости, кричат)
Многие родители, при плохом поведении ребенка используют телесные наказания, запугивание, угрозы, проявляют чрезмерную строгость. При этом переживаниям детей значения не придают. Если жестоко обращаться детьми, то это влияет на их дальнейшую жизнь. Меняется психика, восприятие к окружающей действительности. Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей.
Давайте попробуем проанализировать некоторые негативные формы воздействия на детей.
Изоляция - часто применяемый способ, когда ребенок выводиться в специальное место «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Время, которое проводит ребенок, наблюдая за движением стрелки часов или пересыпание песка, становиться для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ справиться со своими эмоциями. В маленьком возрасте дети не усидчивы и сидеть на месте для них это испытание.
Речевая агрессия. (ругань, оскорбления, Это выброс негативных эмоций на детей. Любой крик это стресс для ребенка, т. к у него нервная система более гибкая и чувствительная чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию.
У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою оче-редь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, ибо приводит к неврозу. Речевая агрессия - подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.
сепарационные наказания. Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.
Лишение приятного довольно распространенным в семье является наказание в виде лишения награды (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. При этом нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.
Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имеются случаи, когда
последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают гру-быми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой — боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужден-ность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.
85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11 % - использование ремня как вида наказания. Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.
Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом.
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
-замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
-выговор - серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Задание для родителей: составить список используемых вами поощрений и наказаний (Родители в таблицу, имеющую заголовки: «Используемые наказания» и «Используемые поощрения» вписывают те варианты, которые применяют в своей родительской практике.)
Например:
Используемые наказания
1. Лишить чего-либо (морального или материального).
2. Поставить в угол.
3. Обругать, пристыдить.
4. Невербальные проявления (молчание).
5. Заставить.
6. Физические наказания (шлепок, намеренная боль).
7. Порицание.
8. Сравнение с другими детьми.
9. Жалоба папе (маме)
Используемые поощрения
1. Похвала.
2. Невербальный язык (обнять, приласкать, улыбнуться).
3. Подарок, награда.
4. Пойти куда-то вместе.
5. Поиграть в его любимую игру.
6. Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом.
7. Исполнить желание, дать сладкое.
8. Одобрить поступок.
9. Предоставить информацию
(Далее предлагается послушать аудиозапись ответов детей и сравнить ответы взрослых и детей. Звучит аудиозапись детских ответов на тему «Какое наказание для меня самое страшное и какое поощрение наиболее желаемо».)
Например:
Наиболее желаемое поощрение Самое страшное наказание[/b
1. Погладят, обнимут. 1. Мама не разговаривает.
2. Купят фрукты, сладости. 2. Закрывают в темной комнате.
3. Сделают подарок. 3. Не пускают гулять.
4. Скажут «молодец». 4. Когда кричат.
5. Придут гости. 5. Используют ругательные слова.
6. Похвала мамы 6. Применяют ремень
7. Подарят котенка или щенка
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей. Давайте же дорогие родители оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему? (положительный ответ 2 балла, "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.)
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? (положительный ответ 2 балла, "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.)
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей? (положительный ответ 2 балла, "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.)
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться? (положительный ответ 2 балла, "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.) .
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо? (положительный ответ 2 балла, "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.)
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов? (положительный ответ 2 балла, "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.)
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние? (положительный ответ 2 балла, "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.)
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка? (положительный ответ 2 балла, "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.)
9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо? (положительный ответ 2 балла, "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.)
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?" (положительный ответ 2 балла, "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.)
Менее 6 баллов. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 баллов. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее подумайте, можно ли еще кое-что улучшить?
Заключительное слово воспитателя: Мы много с вами сегодня говорили о наших правах и обязанностях, о том, что должны развивать в наших детях чувство ответственности, и начинать, конечно же, с самих себя. В заключение хочу прочитать стихотворение. (включается спокойная музыка)
Берегите своих детей,
И за шалости их не ругайте,
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Если валит усталость с ног,
Совладать, с нею нету мочи,
ну а к вам подойдет сынок,
Или руки протянет дочка,
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастье – короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие ваши дети.
Перелистывая альбом
с фотографиями детства,
с грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете вы хотеть
в это время опять вернуться,
чтоб им маленьким, песню спеть,
щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
от игрушек некуда деется,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство! (В. Казин)