Наталья
Теоретический семинар «Оказание помощи детям, потерявших родителей в СВО»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение профессиональных компетенций педагогов для последующего наиболее эффективного оказания необходимой помощи членам семей участников СВО и переживших травму потери.
К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями. В ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких вследствие болезней, старости, катастроф, аварий, несчастных случаев. Мобилизация родственника, близкого члена семьи рассматривается как личная трагедия, а если близкий человек погиб на войне, горе тяжело переживается как взрослыми, так и детьми. В этой ситуации крайне сложно справиться с этой болью взрослому человеку, не говоря уже о ребёнке…
Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю. Многие не знают как помочь и себе и ребёнку. В этой ситуации необходимо обратится к кризисной психологии, которая давно разработала алгоритм работы с травмой потери. Психологи в этих случаях оказывают профессиональную психотерапевтическую помощь, но и другие педагоги также не должны отстраняться в этом вопросе и оказывать грамотную и своевременную помощь в рамках своих компетепнций. Эта помощь заключается в поддержке ребёнка в непростой для него ситуации.
Педагоги должны знать, как в рамках обычной повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов.
Овладение предлагаемыми ниже приемами доступно и необходимо всем взрослым, имеющим дело с детьми,так как в любой момент они могут столкнуться с ситуацией, когда потребуется профессиональная помощь, поддержка, понимание. Обращение к специальной психотерапевтической или психиатрической помощи рекомендуется лишь тогда, когда предлагаемые средства не срабатывают или оказываются недостаточными.
Что отличает горе переживаемое ребенком и подростком?
Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка не только нельзя игнорировать, но важно признать его право на переживание. Даже если в семье психически неполноценный ребенок, никак нельзя недооценивать его способность понять происходящее, а также глубину его эмоций. Он, как и другие дети, должен быть включен в переживания всей семьи, и ему требуются дополнительные знаки любви и поддержки.
Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не гарантирует от неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время детям прежде всего требуются поддержка, демонстрация любви и заботы.
Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом, но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает.
Что считать нормальными реакциями ребенка?
Это обязательно нужно знать, чтобы отличить «проблемного» ребенка от ребенка «с проблемой».
Шок – первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается молчаливым уходом или взрывом слез. Обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить о матери, отце, брате или сестре. Стараться чаще общаться с ним. Если у ребёнка возникла потребность поговорить о своей семье, о погибшем, внимательно выслушать и поддержать беседу.
Отрицание смерти – следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.
Поиски – для ребенка очень логичная стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.
Отчаянье наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. В эти моменты педагогам необходимо успокоить, ребёнка, присоединиться к его горю, или постараться переключить его внимание на что-то другое. Обязательно говорить о том, что его понимают и очень любят. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние.
Гнев выражается в том, что ребёнок сердится на родителя, который его «покинул», или на Бога, «забравшего» отца или мать. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, «ни за что» бьет младшего брата, грубит педагогу.
Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут тревожить различные практические вопросы: кто будет провожать его в сад, в школу? Кто защитит? Кто подарит подарок? Кто отвезёт на море? Для более старших детей смерть близкого родственника может означать невозможность продолжить учебу и т. п.
КАК ПОМОЧЬ СТРАДАЮЩЕМУ РЕБЕНКУ?
1. Прежде всего, необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами семьи. Многие сходятся в том, что желательно принятие траура всеми членами семьи, включая детей (может быть, кроме дошкольников). Это совместное переживание, понятное каждому члену семьи.
Иногда дети становятся друзьями именно на основании сходства переживаний: «Мы дружим, потому что у нас обеих нет мамы, а есть только папа».
Горе никогда не проходит. Мы сохраняем близких живыми в нашей памяти, и это очень нужно нашим детям. Это позволит им извлечь позитивный опыт горя и поддержит их в жизни. И если семья старается не вовлекать своих детей в это печальное событие, то педагоги могут порекомендовать не делать этого. Ребёнок должен прожить эту ситуацию и попрощаться с родным человеком.
2. Самое сложное для взрослого – это сообщить ребенку о смерти близкого. Лучше, если это сделает кто-то из родных. Если это невозможно, то сообщить должен тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому он доверяет. В этот момент очень важно прикасаться к ребенку: взять его руки в свои, обнять, взять его на руки. Ребенок должен почувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. Важно также, чтобы у ребенка не возникло чувство вины в связи со смертью близкого.
Ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению ко взрослому, принесшему печальное известие. Не надо в этот момент уговаривать ребенка взять себя в руки, ибо горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.
Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не спорьте с ними, не приставайте к ним, их поведение естественно и является своего рода психотерапией.
Ребенка надо окружить физической заботой, не нужно взваливать на него в этот период серьёзных обязанностей: «Ты теперь мужчина, не огорчай маму своими слезами». Сдерживание слез противоестественно для малыша и даже опасно. Но не надо и заставлять ребенка плакать, если он не хочет.
В период горя не следует изолировать ребенка от семейных забот. Все решения должны приниматься сообща, всей семьей.
3. Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, но его к этому побудить нелегко. Потребности ребенка кажутся нам очевидными, однако мало кто из взрослых понимает, что ребенку требуется признание его боли и страхов, ему нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека.
В этой связи имеется интересный и полезный опыт. Можно, например, собрать группу подростков, потерявших родителей, чтобы они могли проговорить все это между собой. По методике проведения подобных встреч взрослый не участвует в беседе до тех пор, пока они его об этом не попросят. Ребятам важно почувствовать себя на равных. Поначалу они с недоверием относятся к подобной группе, но начав говорить, обнаруживают много общего в чувствах и проблемах. Разговоры, порой болезненные, тем не менее помогают подросткам справиться со страхами, прояснить собственные мысли.
Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые возвращаются на работу, дети – в школу. Именно в этот момент потеря становится наиболее острой. Впервые дни после трагедии дети знают, что правомерно любое проявление чувств.
Невозможно дать рецепт по каждому конкретному случаю.
Главное – исходить из потребности ребенка в любви и внимании к нему. Если ребенок отказывается от еды, можно предложить ему кушать только то, что он хочет покушать.
В качестве тревожных симптомов можно выделить следующие:
- длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
- анорексия, бессонница, галлюцинации (все это чаще встречается у подростков);
- депрессия дошкольников – это часто гнев, загнанный внутрь.
Общий совет: настораживают отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство. Всегда тревожит отсутствие переживаний.
ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПЕДАГОГ,
ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ
ПЕДАГОГ часто оказывается беспомощным, когда сталкивается с необходимостью помочь ребенку пережить горе. Между тем, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ПЕДАГОГИ могут сыграть решающую роль в помощи этим детям. После любой трагедии привычные ежедневные обязанности могут оказать поддержку, создать ощущение комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение.
Обстановка в ОУ резко отличается от тягостной домашней атмосферы.
Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с ребенком, и педагоги обычно оказываются первыми, кто замечает симптомы неблагополучия.
Задача – не ждать, когда произойдет трагедия, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится такая возможность. Обычно это не разрешается, считается, что подобный вопрос не «учебный». Да и сами педагоги часто считают, что детей надо ограждать от подобных мыслей. Однако педагог должен уметь помочь своим воспитанникам, переживающим такую трагедию, как потеря кого-то из близких.
К моменту, когда ребенок заканчивает детский сад он должен иметь понятие о смерти как о части жизни. У педагогов есть много возможностей подать проблему смерти именно таким образом. Возможно, наиболее простым и очевидным примером может служить смена времен года.
Рекомендации для педагогов.
Наблюдайте за изменениями в поведении ребёнка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления.
Если ребёнок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Прикосновение имеет для ребёнка имеет огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ему почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.
Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах.
Педагог никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.
Основная задача педагогической помощи, по мнению психологов является – фасилитация процесса переживаний, помощь и поддержака человека, содействие и поощрение проживанию чувства, проговариванию переживаний. Важно научить высвобождать эмоции, валидизировать амбивалентность и помогать выражать чувства.