Сталь Наталья Ивановна
Теоретические основы ознакомления дошкольников с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №185»
Консультация для педагогов
Тема: «Теоретические основы ознакомления
детей дошкольного возраста с родным краем»
Подготовила воспитатель: Сталь Наталья Ивановна.
Ярославль 2024г.
Содержание
1. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
2. Ознакомление старших дошкольников с родным городом
3. Сотрудничество детского сада и семьи по вопросам патриотического воспитания дошкольников
Публикация «Теоретические основы ознакомления дошкольников с родным краем» размещена в разделах
Ознакомление дошкольников с родным краем позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Воспитатель должен быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к родному краю.
Ознакомление старших дошкольников с родным городом. Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.
Ярославль имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать.
Знакомство дошкольников с родным городом процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном должна проходить вне занятий.
Ребенок должен знать название родного города и рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (парке, сквере, детском городке). Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
Следует показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города.
Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д. Основной формой ознакомления детей с родным городом являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т. д., во время общих праздников, семейных развлечений. Таким образом, знакомя детей с родным городом необходимо учитывать, что вся информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т. д.
Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.
Вся работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом по знакомству детей с Ярославлем: целевая прогулка, беседа, дидактические игры, чтение художественной литературы и др.
Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы с детьми вне занятий. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель, часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Например, разноцветные купола Федоровского собора, колонны Волковского театра, и т. д.
Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Цель педагогической работы – зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре.
Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям семьи.
Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т. п.
Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а так же на предприятия, учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д.
Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и т. д.
Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т. к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.
При совместной работе с родителями, возможно, использовать такие формы работы как:
- Анкетирование родителей;
-Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»;
-Индивидуальные консультации, беседы;
-Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;
- Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»;
- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций); и другие формы работы.
Таким образом, для успешного воспитания патриотических чувств, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели патриотические взгляды своих родителей.