Получи документы

Теоретические основы ознакомления дошкольников с родным краем

Сталь Наталья Ивановна
Теоретические основы ознакомления дошкольников с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №185»

Консультация для педагогов

Тема: «Теоретические основы ознакомления

детей дошкольного возраста с родным краем»

Подготовила воспитатель: Сталь Наталья Ивановна.

Ярославль 2024г.

Содержание

1. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада

2. Ознакомление старших дошкольников с родным городом

3. Сотрудничество детского сада и семьи по вопросам патриотического воспитания дошкольников

Публикация «Теоретические основы ознакомления дошкольников с родным краем» размещена в разделах

             Ознакомление дошкольников с родным краем позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю.  

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

   Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

    Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

   Воспитатель должен быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к родному краю.

Ознакомление старших дошкольников с родным городом.                                          Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.

Ярославль имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать.

   Знакомство дошкольников с родным городом процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном должна проходить вне занятий.                                                        

    Ребенок должен знать название родного города и рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (парке, сквере, детском городке).                                  Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.                            Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

Следует  показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города.

Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

-люди берегут и охраняют природу;

-есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.                                 Основной формой ознакомления детей  с родным городом являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

  Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т. д., во время общих праздников, семейных развлечений.                                    Таким образом, знакомя детей с родным городом необходимо учитывать, что вся информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т. д.

Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.

     Вся работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом по знакомству детей с Ярославлем: целевая прогулка, беседа, дидактические игры, чтение художественной литературы и др.

Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы с детьми вне занятий. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель, часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Например, разноцветные купола Федоровского собора, колонны Волковского театра, и т. д.

 Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

      Цель педагогической работы – зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре.

  Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям семьи.

     Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т. п.

   Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а так же на предприятия, учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д.

    Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и т. д.

   Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т. к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

  При совместной работе с родителями, возможно, использовать  такие формы работы  как:

 - Анкетирование родителей;

 -Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»;

 -Индивидуальные консультации, беседы;

-Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;

- Фотовыставки   «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец»«Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»;

- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций); и другие формы работы.

 Таким образом, для успешного воспитания патриотических чувств, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели патриотические взгляды своих родителей.                                            

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы ознакомления дошкольников с родным краем
Опубликовано: 27 октября 2024 в 15:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы ознакомления дошкольников с родным краем» (включая файлы) размещена пользователем Сталь Наталья Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД