Ольга Черникова
Теоретические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста «Игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Характеристика игрушки
2. История игрушки
3. Педагогические требования к игрушке
4. Виды игрушек и их характеристика
5. Игрушки для детей раннего возраста
1. Характеристика игрушки
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ними.
Публикация «Теоретические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста „Игрушка“» размещена в разделах
Игрушка по образному выражению А. С. Макаренко,- «материальная основа»игры,она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль
Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которая входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус.
Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр,жизненных ситуаций,в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.
2. История игрушки
Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду X-XV веков. В это время игрушки делали из подручного материала, - дерева, кожи, соломы, глины, ткани. Первые артефакты относятся к территории самых древних русских городов – Новгорода, Коломны, Москвы, Киева, - и их окрестностей. Забавные игрушки не просто копировали черты реальных героев, но и хорошо подчеркивали неразрывное единство человека с природой.
Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. А делали их из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.
Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности.
Раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы.
Кукле отводили Важную роль, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.
3. Педагогические требования к игрушке
Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье «Об игрушках о дошколят» : игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньки дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста.
Малышам нужны игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, стимулировать самостоятельную деятельность. А старшим детям, необходимы игрушки,которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры. Особое требование предъявляются к тематике содержания игрушки, от этого зависит характер игры действия. Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Если игрушка такова,что ребенок только созерцает ее,то она не окажет влияния на его развитие.
Предъявляются требования к оформлению игрушки, чтобы вызвать у ребенка эмоциональное отношение,воспитывать художественный вкус. Игрушки должны отвечать ряду гигиенических требований. Примитивная,дешевая «штамповка» из пластика угрожает здоровью и жизни детей,особенно раннего возраста. Игрушки должны быть не токсичными, не горючими, с надежной гарантией качества.
Необходим частый контроль за состоянием игрушек, особое внимание обращать на края металлических и деревянных частей,мелкие детали игрушек, прочность, окраску.
Для самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы. Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при объединении специалистов разного профиля.
4. Виды игрушек и их характеристика
Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
Сюжетно-образные игрушки,прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:куклы,фигурки животных,транспортные средства,посуда,мебель.
Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр,в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:матрешки,пирамиды,бочонки,бирюльки.
Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Одни напралены на укрепление мышц рук, предплечья, координации движения (мячи, обручи, другие: навыкам бега, прыжков, укрепление мышц ног, туловища (велосипеды, самокаты, коньки, скакалки).Для коллективных игр настольный баскетбол, хоккей и др.
Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха – это детские балалайки, гармошки, барабаны,дудки. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх.
Театрализованные игрушки- это куклы-театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок, к этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов.
Технические игрушки вводят детей в мир техники : знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (машинки,самолеты т. д.)
Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.
5. Игрушки для детей раннего возраста
Значение игрушки для психического развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни. В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечет за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала. Действие с игрушками как первые практические действия,которые ребенок постигает,удовлетворяют и стимулируют его потребности в работе анализаторов, во внешних впечатлениях,движениях.
Основные типы игрушек для детей раннего возраста : пирамидки, кубики, пупсы, транспортные игрушки, мозаики, кукольное хозяйство.
Игрушка имеет важное значение в раннем возрасте ребенка. Игры обучают и воспитывают детей. Они являются жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.
Игрушки является не отменной частью игры и регулятором психического и физиологического развития ребенка