Анастасия Казакова
Теоретические основы формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Каждый родитель хочет, чтобы жизнь его ребенка была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.
Публикация «Теоретические основы формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. (Н. А. Едимская, Г. Казанцев, М. А. Котик, Л. А. Михайлов, Ю. Н. Мотин, В. Немсадзе, С. А. Проскурин и др.)
Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, А. А. Баранов, Г. Казанцева, Р. Б. Стеркина)
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Проблема потребности развития навыков безопасного поведения находит отражение в исследованиях классиков науки: в трудах М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др.
На современном этапе развития общества уделяется большое внимание дошкольному возрасту и социализации ребенка, подготовке его к безопасной жизнедеятельности, культурному, физическому, нравственно-этическому, художественно-эстетическому и эмоциональному благополучию (И. А. Аршавский, Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая, Е. А. Козырева, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.).
Работа по развитию навыков безопасного поведения с дошкольниками связана с особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, со стремлением расширить познавательные горизонты, с психологической особенностью детей дошкольного возраста, их защитной реакции на обстановку.
Вопросы развития навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста отражены в трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. Ф. Тихомировой, Л. Г. Татарниковой.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает педагогу дошкольного образовательного учреждения разнообразные методики формирования основ безопасного поведения.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, С. Мартынов, К. Белая, В. Зимонина и др.).
Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.
С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Изучение с дошкольниками основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации. Одни дети лучше усваивают информацию на слух. Другие, наоборот, лучше усваивают зрением, с удовольствием разглядывают рисунки. Чтобы привлечь внимание дошкольников к иллюстрациям по дорожной тематике, они должны быть яркими, красочными, способными оживить образное мышление.
Для сохранения у детей устойчивого познавательного интереса перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующее созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
В последнее десятилетие в дошкольном образовании начинают появляться технические средства обучения нового поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, значительно расширяющие возможности педагогов. Применение компьютерной технологии при ознакомлении с правилами безопасного поведения как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении
Содержание деятельности воспитателя по развитию навыков безопасного поведения в дошкольном учреждении состоит том, чтобы создать для каждого ребенка такие условия для развития, в которых дошкольник может безопасно функционировать, а также развивать у детей навыки безопасного поведения.
Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с Правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте и в быту.
Литература
1. Гордиенко, М. В. Воспитание личности безопасного типа как проблема современной педагогической науки / М. В. Гордиенко // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. – 2008. № 1. – С. 75–79.
2. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. – М. : Академия, 2012. – 89 с.
3. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста : метод. пособие / В. Н. Волчкова. – Воронеж : Учитель, 2008. – 390 с.
4. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / С. В. Белов. – М. : Высшая школа, 2011. – 412 с.