Мирошина Ольга Ивановна
Теоретические и практические основы обучения детей дошкольного возраста элементарным знаниям по финансовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ЗНАНИЯМ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФОП ДО
Аннотация: в данной статье акцентируется внимание читателей на актуальности обучения детей азам финансовой грамотности с раннего возраста, подчеркивая ее огромное значение в жизни человека. Безусловно, все эти знания данной области, полученные в детском саду и не только на этой ступени образования, помогут уже взрослому человеку жить с комфортом.
Публикация «Теоретические и практические основы обучения детей дошкольного возраста элементарным знаниям по финансовой деятельности» размещена в разделах
Ключевые слова: финансовая грамотность, деньги, обучение, бюджет.
В последнее время педагоги-практики как с многолетним опытом работы, так и только начинающие свой путь в педагогике, все больше говорят о необходимости обучения детей, получающих образование на разных уровнях данной системы нашей страны, основам финансовой грамотности. Это связано с тем, что финансово грамотный человек успешен в жизни: он умеет создавать бюджет и так распределять свои деньги, чтобы их хватало на все необходимое; а также зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей. Взрослый человек, не так давно получивший полное образование, должен уметь распоряжаться своим бюджетом, ставить долгосрочные и краткосрочные финансовые цели. Это является важным фактором в обретении независимости от родителей, самостоятельности. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что теперь после принятия в сентябре 2023 года ФОП ДО педагоги обязаны формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, что указано в их компетенциях в данном документе [2].
По достижении детьми возраста двух лет воспитателям младших групп следует учить малышей в первую очередь пониманию самой концепции денег. Иначе выражаясь, дети, непрерывно обучаясь финансовой грамотности, со временем должны осознать, что такое деньги и зачем они нужны. Также, можно поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег, обязательно сопровождая такую беседу показом денежных купюр. Необходимо учить малышей тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи, продукты питания. И, нет сомнений в том, что лучшим методом для достижения этой цели является игра, а именно игра в магазин, где ярко показывается принцип работы денег.
В работе с детьми более старшего возраста педагоги своей целью должны ставить формирование здорового отношения к деньгам, совершенствование общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Чтобы ее реализовать, воспитатели планируют разбор различных финансовых ситуаций в произведениях художественной литературы. Являясь отличным средством воспитания, сказки, рассказы, притчи и т. д. помогают детям освоить урок о том, что нельзя как доверять незнакомцам, так и верить в легкие способы заработка денег, а также необходимо правильно распределять финансы, чтобы не испытывать нужды в чем-либо. Стоить отметить, чтобы добиться вышеуказанной цели, педагогу в работе с детьми помогают такие произведения литературы, как: «Муха-Цокатуха» К. И. Чуковского, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Золотой ключик» А. Н. Толстого и др.
Также, проектная деятельность, как инновационная технология, используемая по назначению, пробуждает интерес и активность воспитанников относительно изучаемых тем по финансовой грамотности. Достоинством такой современной технологии является то, что с ее помощью дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. В качестве примеров приведем проекты, позволяющие формировать основы финансовой грамотности дошкольника, и через работу по которым у детей появляются представления об истинных ценностях и богатстве человека: «Трудиться полезно и почётно», «Наше богатство» [1].
Итак, действительно детей еще до поступления в школу необходимо обучать основам финансовой грамотности. Дошкольники в силу своего возраста любопытны, с удовольствием стремятся к познанию нового, а особенно в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте, а именно от 2 до 7 лет, им проще принять эти простейшие знания в своей голове и в дальнейшем использовать и расширять их в жизни. Это очень важно в формировании экономической культуры дошкольников.
Список использованных источников
1. Романова В. А., Гросс Н. А., Бондарь К. И., Горбас Т. П., Карпенко О. В, Хачатрян Р. С. Реализация основ финансовой грамотности в ДОУ. Сборник методических материалов / В. А. Романова, Н. А. Гросс, К. И. Бондарь, Т. П. Горбас, О. В. Карпенко, Р. С. Хачатрян. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Медиаполис», 2023. – 35 с.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.