Виктория Едигарова
Теоретические аспекты использования игровых технологий для развития взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из актуальных проблем социально-коммуникативного развития дошкольников - формирование способностей к взаимодействию у детей со сверстниками.
В эффективном разрешении проблемы развития взаимодействий значимым становится овладение педагогами современными представлениями об индивидуальности ребенка и о закономерностях, методах, способах их использования в педагогической практике. Поэтому необходимость в индивидуальном подходе для развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками очевидна.
Публикация «Теоретические аспекты использования игровых технологий для развития взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками» размещена в разделах
Особую актуальность приобретают исследования, выявляющие специфику влияния педагогических и игровых технологий на развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
При значительном количестве работ, обосновывающих актуальность проблемы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, отсутствуют специальные исследования, посвященные влиянию игровых технологий на развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
В настоящее время в связи с разработкой и внедрением новых документов (Закон «Об образовании РФ», ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога и др.) ведется активный поиск путей, методик и технологий совершенствования образовательного процесса. Эффективное решение задач развития дошкольника, осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования, невозможно без анализа и изучения возможностей использования классических и нетрадиционных образовательных технологий. Как отмечено в Законе об образовании РФ, дошкольное образование, становясь первой ступенью общего образования, реализует образовательную программу с использованием различных образовательных технологий [1].
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Изучение психолого-педагогической литературы по определению понятия «педагогическая технология» показало наличие двух разноплановых подходов: проектирование учебного результата, который планируется получить, и процесс осуществления учебной деятельности, в ходе которого и происходит получение результата.
Анализ методической литературы с целью нахождения определения понятия «педагогическая технология» выявил закономерность в составляющих компонентах педагогического процесса ДОО (образовательный результат, деятельность воспитанника, деятельность педагога). Эти компоненты взаимосвязаны и между ними существует причинно-следственная зависимость. Поэтому постановка учебной задачи педагогом опирается на понимание сущностных сторон образовательного процесса, на использование необходимых и достаточных для получения образовательного результата методов, приёмов, средств.
Понятие «педагогическая технология» позволило сформулировать её обязательные признаки:
-чёткость и определённость в достижении результата и наличие критериев его достижения;
-алгоритм, предлагаемых действий, приводящих к достижению результата;
-указания на условия и границы реализуемости задачи.
Трактовка понятия «педагогическая технология» как последовательность пошаговых инструкций педагога, выполнение которых гарантированно формирует требуемый образовательный результат, что обеспечивается опорой на закономерности, лежащие в основе понимания процесса развивающего обучения, а также возрастные особенности старших дошкольников. [4]
Структура понятия «педагогическая технология» включает основные составляющие педагогического процесса: деятельность педагога в ДОО, деятельность дошкольника и воспитательный результат. Содержательные компоненты педагогической технологии определяют : методы обучения, активность познавательной деятельности старших дошкольников, личный опыт, способы интерпретации содержания учебного задания, процедуры контроля выполнения этапов учебной деятельности и критерии оценки учебного результата.
Особенности подхода педагога ДОО к выбору педагогической технологии :
- понимание того, что выбор педагогической технологии подразумевает получение определенного результата;
- постановка педагогом перед дошкольниками образовательных целей разного уровня в зависимости от образовательных потребностей и готовности детей дошкольного возраста;
- возможность одновременной реализации различных педагогических технологий в образовательных траекториях отдельных дошкольников;
- вариация используемых методов, приёмов, средств обучения, форм контроля результатов с учётом индивидуальных особенностей дошкольников.
В этом аспекте модель образовательного результата объединяет в единое целое – личный опыт деятельности старшего дошкольника, и предусматривает несколько степеней обобщения:
- учебный результат изучения конкретного материала, выраженный в форме компетентности дошкольника;
- опыт ребенка старшего дошкольного возраста, характеризующийся освоенным способом деятельности, в том числе исследовательской деятельности;
- практический аспект, которой проявляется в позиции личности дошкольника как мотивационной составляющей деятельности (игровой, художественной, изобразительной).
Таким образом, понятие «педагогическая технология» наукоемкое, обозначает суть и последовательность действий, ведущих к формированию учебного результата, а методика обучения характеризует внешнее оформление этих учебных действий. Педагогическая технология – основа педагогического процесса, методика наполняет ее достижение особенным содержанием и придаёт форму реализации.
Одним из видов педагогических технологий является игровая технология, чтобы разобраться в специфике игровой технологии, надо первоначально рассмотреть понятие «игра».[7]
Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский) .
Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых желаний» (Л. С. Выготский) .
Согласно А. Н. Леонтьеву, психика индивида не только проявляется в деятельности, но и формируется в ней. А. Н. Леонтьев рассматривал игру как ведущую деятельность старших дошкольников, порождающую детское сознание. Старший дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смыслы человеческого взаимодействия в различных ситуациях.
Н. Е. Веракса, выделяя роль игры, отмечает ее своеобразие, заключающееся в возникновении особого отношения между старшим дошкольником и ситуацией, характеризующей двойственность детских переживаний. Так, играя «в больницу», малыш одновременно плачет как пациент и радуется как играющий. Используя игрушки, старший дошкольник обращается с ними и в логике реальных объектов, и в логике тех объектов, которые они замещают: стульчик в игре может выступать и как предмет мебели, и как автомобиль одновременно. Таким образом, игра выступает как своеобразная «зона ближайшего развития» ребенка: то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается достижимым в игровой деятельности.
Игра оказывает влияние на формирование детского коллектива (И. А. Зимняя). Роль игры определяется тем, что ребенок учится самостоятельно создавать те или иные формы общения. [15]
Через общение, как отмечал Л. С. Выготский, старший дошкольник развивает когнитивные, эмоциональные, мотивационные, ценностные, поведенческие сферы. В игре старший дошкольник создает обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывает их. В этом аспекте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к элементам словесно-логического мышления. [17]
Вместе с тем, определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих старших дошкольников, – тем не менее, есть простор для самостоятельного выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому старшему дошкольнику действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития.
С другой стороны, в подвижных играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа - между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает, и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает играющему – «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Например, старшие дошкольники играют в «салки». Играющий убегает, чтобы его не осалили, но в то же время он должен «спасти» товарища, которого уже осалили. Это создает напряжение: играющего могут осалить самого, но, если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он спасет товарища, то тот потом сможет спасти и его самого.
Так, игра способствует объединению детей старшего дошкольного возраста, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.
Действенным средством развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками является использование игровых технологий. В основе использования игровых технологий заложена позиция, согласно которой не дети созданы для детского сада, а детский сад создан для детей, т. е. педагоги должны учитывать и индивидуально-возрастные и личностные особенности старших дошкольников.
Игровые технологии – это тщательно отобранный игровой материал, который выстраивается в систему игр и совокупность игровых приемов для получения конечного результата, в нашем случае – это развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Использование игровых технологий как средство развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, по мнению Т. М. Михайленко осуществляется через реализацию нравственных качеств старших дошкольников, обеспечение трансформации личностной позиции детей с репродуктивного уровня на конструктивный уровень: высказывания мнения ребенком, построенного на впечатлениях, эмоциях, вызванных сюжетом и т. п., а затем на творческий. [18]
Рассмотрим игровые технологии и выявим их влияние на личность. Для реализации игровой технологии необходимы :
- отбор самых актуальных, сущностных задач в решении проблем взаимодействия детей старшего дошкольного возраста;
- выявление и учет особенностей формирования игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
- построение оптимальной системы игровой деятельности, создание игровых ситуаций и рекомендаций по решению проблем в коммуникативной сфере;
- достаточный уровень профессиональной компетентности воспитателя в овладении методами, средствами и приемами игровых технологий.
Предложим примерную структуру проблемной игровой ситуации :
- актуализация прежних знаний в решении проблем во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста в игре – подготовка к восприятию нового материала;
- усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная игровая ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются варианты ее разрешения, проверка решения;
- формирование умений и навыков, способов позитивного общения и игровой деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения предыдущей проблемы.
Вполне резонно, следуя логике изложения материала, выявить и обосновать педагогические условия эффективности реализации игровых технологий в развитии взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
На наш взгляд, следует выделить четыре главных педагогических условия использования игровых технологий :
- обеспечение внешней мотивации детей старшего дошкольного возраста, способной вызвать интерес к содержанию проблемы в игре;
- обеспечение посильности работы воспитанников старшей группы детского сада, с возникающими на каждом этапе игровой деятельности проблемами в общении (рациональное соотношение известного и неизвестного);
- значимость для ребенка информации, получаемой при решении проблемы;
- необходимость диалогического, доброжелательного общения с воспитанниками, когда они не способны к конструктивному взаимодействию в игровой ситуации.
Не каждый учебный материал подходит для использования игровых технологий. Проблемные ситуации легко создавать при выборе партнеров по командной (подвижной) игре, при работе в парах, группах в исполнении песен, танцев, сюжетно-ролевых игр и постановок.
В педагогической науке игры (подвижные, ролевые, дидактические) рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития личности.
Расширим диапазон применения игровых технологий в развитии взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками за счет теоретического обоснования дидактическими принципами.
В основу воспитательной работы со старшими дошкольниками были положены следующие принципы:
– принцип учета «зоны ближайшего развития» (Выготский Л. С.) (использование скрытых возможностей старшего дошкольника в психологическом развитии);[17]
– принцип учета ведущего вида деятельности т. е. актуализация деятельности, в наибольшей степени способствующей психическому развитию старшего дошкольника;
– принцип учета активности (вовлечение старшего дошкольника в различные действия) ;
– принцип партнерства;
– принцип принятия старшего дошкольника с его лучшей стороны (создание доброжелательного климата) ;
- принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов с ребенка, создание в детском саду доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения ;
- принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое начало во взаимоотношениях старших дошкольников, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Реализация на занятиях в детском саду данных принципов у старших дошкольников осуществляется с помощью методов. Метод активизации личного опыта предполагает включение старших дошкольников в двигательную деятельность. Метод интроспективного анализа предполагает возникновение интереса к своему внутреннему миру. Метод перевоплощения в игре, движении нацелен на проявление нравственных чувств старших дошкольников. Метод творческого самоутверждения предполагает через восприятие действительности и положительное переживание помочь старшим дошкольникам сделать правильный нравственный выбор.
Основными методами игровых технологий являются метод творческого решения проблем в детском коллективе, частично-поисковый и исследовательский методы обучения.
Метод творческого решения проблем в детском коллективе является переходным от исполнительской деятельности в игровой ситуации старших дошкольников к творческой деятельности. Метод используется при возникновении трудностей у старших дошкольников в познавательной, коммуникативной сферах. На определенном этапе игры старший дошкольник еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому воспитатель показывает путь исследования в решении, возникшей проблемы, излагая ее решение от начала и до конца. Хотя старшие дошкольники при таком методе воспитания не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения интеллектуальных и коммуникативных затруднений.