Олеся Казнадеева
Теоретическая пауза «Приемы аналитико-синтетической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая пауза «Приемы аналитико-синтетической деятельности».
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе -это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания). Но запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем в школе". В старшем дошкольном возрасте особая роль отводится развитию аналитико-синтетической деятельности, которая находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и умение включать их в новые связи, видеть их новые функции. Сейчас мы рассмотрим некоторые приемы умственных действий.
Публикация «Теоретическая пауза „Приемы аналитико-синтетической деятельности“» размещена в разделах
•Анализ – выделение свойств объекта, или самого объекта из группы, или группы предметов по определенному признаку.
•Синтез – соединение различных предметов в единое целое. (обратить внимание на слайд)
В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез -через анализ). Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки, а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка.
Приведем, например, несколько таких заданий.
1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми красный мячик"; "Возьми красный, но не мячик"; "Возьми мячик, но не красный".2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери все мячики"; "Выбери круглые, но не мячики".3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "Выбери маленький синий мячик"; "Выбери большой красный мячик". Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое. Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано, ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, -конструированию.
•Сериация– построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов (по высоте, ширине, длине, по типу предметов). Дети осваивают сериацию в системе следующих игровых упражнений:
1. Построение сериационного ряда по образцу (шапки, шарфики).
2. Продолжение начатого воспитателем ряда.
3. Построение сериационного ряда по правилу с заданными крайними элементами.
Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д. Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д., и просто по величине (с указанием того, что считать величиной, если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).
•Сравнение – логический прием умственных действий, требующий умение выявлять сходства признаков объектов и различия между ними. Как научить ребенка этому умению? Наиболее эффективный метод - игра-задание, в ходе которого следует найти сходство (или различие) по указанный признакам, например, определить, какой из предметов - мяч или медведь - большой и мохнатый. Методика рекомендует сначала учить узнавать два объекта, затем группу. Дошкольнику легче сначала определить признаки различия, затем сходства. Поэтому можно предложить такую последовательность:
1) задания на разделение группы объектов по одному признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п., требующие сравнения;
2) игры и задания «Найди такой же», направленные на формирование умения сравнивать. Однако для детей 2-4 лет набор признаков, по которым ребенок должен отыскать сходство, должен быть опознаваем. Со старшими по возрасту детьми 5-6 лет - количество и характер признаков сходства можно широко варьировать.
•Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку (по названию, размеру, цвету, форме, величине). Классификацию проводят либо по заданному основанию, либо по поиску самого основания (этот вариант чаще используют со старшими детьми, так как он требует определенного уровня сформированности операций - анализа, сравнения, обобщения). При классифи-кационном разделении множества полученные подмножества попарно не пересекаются; их объединение должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество, и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп. Классификацию можно проводить:
• по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
• по размеру (в одной группе большие мячи, в другой - маленькие; в одной коробке длинные карандаши, в другой - короткие и т. д.);
• по цвету (в одной коробке красные пуговицы, в другой - зеленые);
• по форме (в одной коробке квадраты, в другой - кружки; в третьей - кубики, в четвертой - кирпичики и т. д.);
• по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
•Обобщение – оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все -большие, эти все -маленькие; эти все -красные, эти все -синие; эти все -летают, эти все -бегают и др.
Из выше представленного мы можем сделать краткий обобщающий вывод о том, что для развития аналитико-синтетической деятельности необходима поэтапная работа. Благоприятное развитие дошкольников зависит от нас, так, давайте же не дадим залёживаться нашим пособиям и играм, создавая для детей все необходимые условия.