Приложение МААМ

Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы

Татьяна Зверева
Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, знакомство с обрядом колядования на Руси.

активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Задачи:

Темочки:

-Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.

-Обогащать словарь детей новыми словами,, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.

-Использовать в активной речи устный народный фольклор;

- Побуждать у детей интерес к театрально - игровой деятельности, создавая условия для её проведения.

-Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. -Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.

-Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.

-Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Словарная работа:

-Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка (короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики (исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).

Предварительная работа:

-Беседы: «Рождество христово», «Святки», «Коляда».+ просмотр презентаций

-Разучивание колядок, стихов, пословиц, разучивание русских народных игр.

-Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи

мимики, жестов, движений.

-Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования.

-Разучить с детьми святочные колядки, игры.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы поговорим о зимних народных праздниках.

Совсем недавно мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели. С 8 по 19 января. Это очень торжественный, светлый и радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа - сына Божьего, который был послан в наш мир, чтобы спасти всех людей.

В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины да лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Потому что эти дни считались святыми.

В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Бога славили, хозяев тешили. Колядовать – это значит петь песни, частушки о хорошем, добром, желать здоровья людям.

А за это люди их благодарили и давали деньги, конфеты, пироги, пряники.. Чем веселее в Святки, тем лучше. Поэтому давайте и мы с вами будем веселиться, играть да гадать, Христа Рожденье прославлять.

(Показ небольшой презентации. Стук в дверь.)

Воспитатель:

Ой, ребята, к нам кто-то стучится. Давайте откроем дверь и посмотрим.

Открывается дверь, входят дети группы, в костюмах, с разрисованными лицами.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки!

К вам пришли сыны и дочки!

Вы колядовщиков встречайте,

И улыбкой привечайте!

1 ребё нок: Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ли на колядки?

Там блины, козули,

И кисель в кастрюле.

2-й ребё нок: Все на святки, все на святки,

Приходите-ка, ребятки,

И авсей, и коляда!

Отворяйте ворота!

3-й ребё нок: Что такое это— святки?

Вы не слышали ребятки?

Что ж придётся рассказать

И конечно показать.

2 ребё нок: Эй, спешите все сюда!

В гости коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться!

Мальчик: Мы в гости пришли

И Козу вам привели.

Коза. Ме-е-е (мотает головой).

Девочка: Коза моя белая по горке ходила,

Коза моя смелая Волка дразнила.

Волк такого не стерпел,

Взял Козу мою да съел!

(Коза падает на пол, все ахают).

Мальчик: Нашей Козе много не надо:

Решето овса, поверх колбаса,

Три куска сала…

Все: Чтоб Коза встала! (Коза встаёт).

Мальчик: А пеперь наша коза хочет с вами поиграть

Игра «Коза пришла»

Дети становятся по кругу друг за другом. Впереди Коза и Хозяйка образуют «ворота», через которые проходят дети и напевают:

«К нам Коза пришла, коляду привела.

Сама прошла, всех детей провела.

А самого маленького оставила»

После этих слов «ворота» закрывают, и кто в них попал становится в круг с Козой и Хозяйкой. Игра продолжается.

Воспитатель: а еще колядовщики пели колядки:

Приходила коляда

Накануне рождества!

Сей-вей, посевай,

С Новым годом поздравляй!

***

Авсень, авсень,

Ходи ко всем,

Открывай двери,

Подымай с постели,

Открывай окно,

Запускай Рождество!

***

Открывайте сундуки,

Доставайте пятаки!

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога!

Кто не даст пышку,

Тому в лоб шишку!

***

Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы накрывайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

***

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Жить вам вместе лет до двести!

Счастья вам, да крепкого здравия!

Со святым Рождеством Христовым,

С наступающим Новым годом!

Музыкальный руководитель:

Ох, веселые ребятки к нам пришли на колядки.

Да замерзли вы, небось? Ведь на улице мороз!

Дети:

Как на улице мороз подмораживает нос!

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тёпленький пирог, или маслица, творог,

Или денежку копьём, или рубль серебром!

Музыкальный руководитель:

Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте погреемся!

Игровой массаж «Мороз» (выполняют все дети)

(слова - О. Новиковской)

Ой, мороз, мороз, мороз - похлопывание ладошками по предплечьям

Щиплет щеки, щиплет нос - движения по тексту

Щиплет уши, щиплет губы - движения по тексту

Забирается под шубы - поглаживание руками по бокам

Чтоб согреться – посмотри

Все как следует потри:

Щеки, носик, уши, губы - потирание пальчиками щек, носа, ушей, губ

Пар пошел уже от шубы - похлопывание себя ладошками по телу.

Воспитатель:

С Новым годом всех поздравляем,

Двор хозяйский зерном осыпаем (все дети берут зерно у ведущей)

Все дети:

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем (сыплют зерно или кукурузу)

Воспитатель: Для чего посыпаем?

Дети:

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились,

А кобылки жеребились!

Воспитатель:

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год! Чтоб гостей - невпроворот!

Музыкальный руководитель:

Ай, да, молодцы, колядовщики! Грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывайте свой мешок!

(музыкальный руководитель кладёт в мешок Козули)

Воспитатель:

Ребята, раз вы получили угощенье, надо и отблагодарить хозяйку.

Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке» (обраб. Н. Сорокина)

1. Ай, спасибо хозяюшке

За мягкие пирожки!

Ай, ли, ай, лю-ли,

За мягкие пирожки!

2. Да спасибо тому,

Кто хозяин во дому!

Ай, ли, ай, лю-ли,

Кто хозяин во дому!

Колядовщики уходят.

Музыкальный руководитель:

Веселые у нас ребятишки. Будем надеяться, что доброта людей принесёт в новом году сытость, счастье и веселье.

Вам, ребята, понравилось, как детки колядовали? Вот так Весь вечер колядовщики ходили по домам, пели колядки, их угощали и поздно вечером все шли в один дом, ставили стол в центре избы, высыпали на него угощение и садились в круг, как солнышко вокруг него. Этим обрядом снимали с еды все плохое, а потом приступали к трапезе. После застолья приходило время игр и хороводов. Я вас приглашаю в хоровод.

ХОРОВОД

Музыкальный руководитель: Исполняется хоровод на мотив русской народной песни: «Как у наших у ворот…»

1. Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками-побасками!

1. Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух,

Душегрейка на меху,

Знай кричит: «Кукареку!»

2. А лисица, ну и пава,

Выступает величаво,

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше!

3. Из берлоги снеговой

Вышел мишка сам не свой,

Не поймёт никак со сна –

То ль зима, то ли весна?

Медведь. А я – Мишка-медведь.

Буду я сейчас реветь.

Очень сладости люблю,

Без конфет я не могу-у- у-у!

Воспитатель: Мишенька, не реви,

Конфеточки забери!

Мишенька, пожелай нам добра на Новый год.

Медведь. Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Вам и каша густа,

Вам и мёд на уста!

Вам и плюшек с творогом,

И детишек полон дом!

Живите без бед много лет.

Воспитатель: Выходили, поздравляли

Всех в округе величали,

Желали счастья, добра.

А ещё, в святые вечера девушки всегда гадали. Они хотели узнать, что их ждёт нового в жизни, как будут звать жениха, когда они выйдут замуж.

Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки.

«Гадание на горшках»

Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Девочки идут по кругу и поют (или проговаривают слова)

Горшочек с вершочек, Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое - пусть останется.

Девочки по очереди достают из горшков вещицы (воспитатель коментирует)

- полотенце - Ждёт тебя дорога, интересное путешествие.

- булка - В твоём доме достаток будет, благополучие.

- колечко - К тебе гости бегут, жениха ведут.

- лента - Лента – к богатству и прибыли.

- пуговица - Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

- прутик - А это к веселью, к новой игре.

Воспитатель: Словами и гаданиями сыт не будешь.

Пора и нам за стол садиться

Угощеньем насладиться! У меня в печи пирог для вас испекся (достает из печи пирог).

Зажигает свечу на пироге, предлагает детям загадать желание и задуть свечу.

А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется.

(бросает детям звездочки, вырезанные из золотистой и серебристой бумаги)

Вот и узнали вы сегодня о старинном, немного позабытом, но очень интересном праздничном обряде России – матушки, который передаётся из века в век нашим детям, внукам.

Я думаю, что когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно.

Публикации по теме:

«Цветы для мамы». Комплексно-тематическое занятие с детьми логопедической подготовительной группы Комплексно-тематическое занятие с детьми логопедической подготовительной группыЛексическая тема «Мамин день»Цели: Коррекционно-образовательная:.

Игра «Святки — колядки» в средней группеИгра «Святки — колядки» в средней группе Цель: познакомить детей с песенными музыкальными особенностями русского народа. Задачи: 1. Пробудить в детях интерес к русским народным.

Русский народный праздник «Святки-Колядки»Русский народный праздник «Святки-Колядки» На праздник мы хотели пригласить родителей, но многие не смогли и решили пригласить старших детей. Они вместе с нами участвовали в конкурсах,.

Фотоотчет «К нам на Святки пришли колядки»Фотоотчет «К нам на Святки пришли колядки» "К нам на Святки пришли, колядки" Развлечение для старших дошкольников Дети заходят в зал садятся на места. Ведущий: Здравствуйте, детушки.

Фотоотчет «Святки-колядки»Фотоотчет «Святки-колядки» 11 января в нашем детском саду "Забавушка" прошли Святки-Колядки. Творческая группа узких специалистов подготовила театрализованное представление.

Фотоотчет «Святки-колядки» в подготовительной группеФотоотчет «Святки-колядки» в подготовительной группе Дни после Рождества до Крещения, называются святками, то есть святыми днями. Поэтому в это время необходимо совершить как можно больше.

Пришли Святки — начинай колядки. ФотоотчетПришли Святки — начинай колядки. Фотоотчет Что такое "Святки"? Это самый длинный праздник, веселый, старинный. Наши предки веселились две недели, готовили вкусные угощения, пели разные.

Русские народные праздники. Святки и колядки Форма недельного планирования Группа № 6 общеразвивающей направленности среднего возраста воспитатели: Пономарева Е. В. 2018 -2019 год. Месяц.

Сценарий праздника «Нынче святки, запевай колядки» Подготовили и провели музыкальные руководители: Вдовиченко И. В., Ерохина Л. И., инструктор по физическому воспитанию Катунина Г. А., воспитатель.

Творческий проект «Пришли Святки — гаданья да колядки»Творческий проект «Пришли Святки — гаданья да колядки» Срок реализации проекта: 8-19 января Участники проекта: Музыкальный руководитель – Крупина Е. Е. Воспитатель – Мичурова Н. В. Дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 17 января 2020 в 22:11
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Зверева (УИ 845511) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД