Татьяна Зверева
Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, знакомство с обрядом колядования на Руси.
активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.
Задачи:
Темочки:
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
-Обогащать словарь детей новыми словами,, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
-Использовать в активной речи устный народный фольклор;
- Побуждать у детей интерес к театрально - игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
-Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. -Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
-Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
-Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Словарная работа:
-Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка (короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики (исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
Предварительная работа:
-Беседы: «Рождество христово», «Святки», «Коляда».+ просмотр презентаций
-Разучивание колядок, стихов, пословиц, разучивание русских народных игр.
-Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи
мимики, жестов, движений.
-Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования.
-Разучить с детьми святочные колядки, игры.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы поговорим о зимних народных праздниках.
Совсем недавно мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели. С 8 по 19 января. Это очень торжественный, светлый и радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа - сына Божьего, который был послан в наш мир, чтобы спасти всех людей.
В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины да лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Потому что эти дни считались святыми.
В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Бога славили, хозяев тешили. Колядовать – это значит петь песни, частушки о хорошем, добром, желать здоровья людям.
А за это люди их благодарили и давали деньги, конфеты, пироги, пряники.. Чем веселее в Святки, тем лучше. Поэтому давайте и мы с вами будем веселиться, играть да гадать, Христа Рожденье прославлять.
(Показ небольшой презентации. Стук в дверь.)
Воспитатель:
Ой, ребята, к нам кто-то стучится. Давайте откроем дверь и посмотрим.
Открывается дверь, входят дети группы, в костюмах, с разрисованными лицами.
Воспитатель:
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядовщиков встречайте,
И улыбкой привечайте!
1 ребё нок: Ой, девчата, нынче святки,
Не пойти ли на колядки?
Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.
2-й ребё нок: Все на святки, все на святки,
Приходите-ка, ребятки,
И авсей, и коляда!
Отворяйте ворота!
3-й ребё нок: Что такое это— святки?
Вы не слышали ребятки?
Что ж придётся рассказать
И конечно показать.
2 ребё нок: Эй, спешите все сюда!
В гости коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться!
Мальчик: Мы в гости пришли
И Козу вам привели.
Коза. Ме-е-е (мотает головой).
Девочка: Коза моя белая по горке ходила,
Коза моя смелая Волка дразнила.
Волк такого не стерпел,
Взял Козу мою да съел!
(Коза падает на пол, все ахают).
Мальчик: Нашей Козе много не надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала…
Все: Чтоб Коза встала! (Коза встаёт).
Мальчик: А пеперь наша коза хочет с вами поиграть
Игра «Коза пришла»
Дети становятся по кругу друг за другом. Впереди Коза и Хозяйка образуют «ворота», через которые проходят дети и напевают:
«К нам Коза пришла, коляду привела.
Сама прошла, всех детей провела.
А самого маленького оставила»
После этих слов «ворота» закрывают, и кто в них попал становится в круг с Козой и Хозяйкой. Игра продолжается.
Воспитатель: а еще колядовщики пели колядки:
Приходила коляда
Накануне рождества!
Сей-вей, посевай,
С Новым годом поздравляй!
***
Авсень, авсень,
Ходи ко всем,
Открывай двери,
Подымай с постели,
Открывай окно,
Запускай Рождество!
***
Открывайте сундуки,
Доставайте пятаки!
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога!
Кто не даст пышку,
Тому в лоб шишку!
***
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы накрывайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
***
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Жить вам вместе лет до двести!
Счастья вам, да крепкого здравия!
Со святым Рождеством Христовым,
С наступающим Новым годом!
Музыкальный руководитель:
Ох, веселые ребятки к нам пришли на колядки.
Да замерзли вы, небось? Ведь на улице мороз!
Дети:
Как на улице мороз подмораживает нос!
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тёпленький пирог, или маслица, творог,
Или денежку копьём, или рубль серебром!
Музыкальный руководитель:
Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте погреемся!
Игровой массаж «Мороз» (выполняют все дети)
(слова - О. Новиковской)
Ой, мороз, мороз, мороз - похлопывание ладошками по предплечьям
Щиплет щеки, щиплет нос - движения по тексту
Щиплет уши, щиплет губы - движения по тексту
Забирается под шубы - поглаживание руками по бокам
Чтоб согреться – посмотри
Все как следует потри:
Щеки, носик, уши, губы - потирание пальчиками щек, носа, ушей, губ
Пар пошел уже от шубы - похлопывание себя ладошками по телу.
Воспитатель:
С Новым годом всех поздравляем,
Двор хозяйский зерном осыпаем (все дети берут зерно у ведущей)
Все дети:
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем (сыплют зерно или кукурузу)
Воспитатель: Для чего посыпаем?
Дети:
Чтобы курочки водились,
Чтобы свинки поросились,
Чтоб коровушки телились,
А кобылки жеребились!
Воспитатель:
Чтобы счастье и веселье
Было в доме круглый год! Чтоб гостей - невпроворот!
Музыкальный руководитель:
Ай, да, молодцы, колядовщики! Грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывайте свой мешок!
(музыкальный руководитель кладёт в мешок Козули)
Воспитатель:
Ребята, раз вы получили угощенье, надо и отблагодарить хозяйку.
Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке» (обраб. Н. Сорокина)
1. Ай, спасибо хозяюшке
За мягкие пирожки!
Ай, ли, ай, лю-ли,
За мягкие пирожки!
2. Да спасибо тому,
Кто хозяин во дому!
Ай, ли, ай, лю-ли,
Кто хозяин во дому!
Колядовщики уходят.
Музыкальный руководитель:
Веселые у нас ребятишки. Будем надеяться, что доброта людей принесёт в новом году сытость, счастье и веселье.
Вам, ребята, понравилось, как детки колядовали? Вот так Весь вечер колядовщики ходили по домам, пели колядки, их угощали и поздно вечером все шли в один дом, ставили стол в центре избы, высыпали на него угощение и садились в круг, как солнышко вокруг него. Этим обрядом снимали с еды все плохое, а потом приступали к трапезе. После застолья приходило время игр и хороводов. Я вас приглашаю в хоровод.
ХОРОВОД
Музыкальный руководитель: Исполняется хоровод на мотив русской народной песни: «Как у наших у ворот…»
1. Расступись, честной народ!
Мы выходим в хоровод
С песнями да плясками,
С шутками-побасками!
1. Вот помчался во весь дух
Расфуфыренный петух,
Душегрейка на меху,
Знай кричит: «Кукареку!»
2. А лисица, ну и пава,
Выступает величаво,
Как с платочком пляшет,
Нет лисички краше!
3. Из берлоги снеговой
Вышел мишка сам не свой,
Не поймёт никак со сна –
То ль зима, то ли весна?
Медведь. А я – Мишка-медведь.
Буду я сейчас реветь.
Очень сладости люблю,
Без конфет я не могу-у- у-у!
Воспитатель: Мишенька, не реви,
Конфеточки забери!
Мишенька, пожелай нам добра на Новый год.
Медведь. Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Вам и каша густа,
Вам и мёд на уста!
Вам и плюшек с творогом,
И детишек полон дом!
Живите без бед много лет.
Воспитатель: Выходили, поздравляли
Всех в округе величали,
Желали счастья, добра.
А ещё, в святые вечера девушки всегда гадали. Они хотели узнать, что их ждёт нового в жизни, как будут звать жениха, когда они выйдут замуж.
Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки.
«Гадание на горшках»
Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Девочки идут по кругу и поют (или проговаривают слова)
Горшочек с вершочек, Скажи нам, дружочек:
Что сбудется, станется? Плохое - пусть останется.
Девочки по очереди достают из горшков вещицы (воспитатель коментирует)
- полотенце - Ждёт тебя дорога, интересное путешествие.
- булка - В твоём доме достаток будет, благополучие.
- колечко - К тебе гости бегут, жениха ведут.
- лента - Лента – к богатству и прибыли.
- пуговица - Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!
- прутик - А это к веселью, к новой игре.
Воспитатель: Словами и гаданиями сыт не будешь.
Пора и нам за стол садиться
Угощеньем насладиться! У меня в печи пирог для вас испекся (достает из печи пирог).
Зажигает свечу на пироге, предлагает детям загадать желание и задуть свечу.
А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется.
(бросает детям звездочки, вырезанные из золотистой и серебристой бумаги)
Вот и узнали вы сегодня о старинном, немного позабытом, но очень интересном праздничном обряде России – матушки, который передаётся из века в век нашим детям, внукам.
Я думаю, что когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно.