Светлана Огородникова
Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Вспомним старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие
с детьми старшего дошкольного возраста
«Вспомним старину»
Цель:
1. Формировать представление детей о быте русского народа;
2. Активизировать словарь детей;
3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к экспонатам старины.
Ход занятия.
Дети пришли к музею «Живинка!». Стоят перед входом. Их встречает педагог музея.
Публикация «Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Вспомним старину“» размещена в разделах
Педагог. Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы с Вами посетим музей «Живинка». Были вы здесь? Что здесь расположено?
Ответы детей.
Педагог. Верно. В нашем музее много экспонатов связанных с жизнью русского народа. И жили раньше люди в …. ?
Дети. Избе.
Педагог. А знаете ли вы, что при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкий потолок. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Сейчас мы тоже попробуем пройти в избу с низким потолком.
При входе в музей натянута нить. Дети, наклоняясь, входят в музей.
Педагог. Вот мы с вами в избе. Как вы думаете, какой самый главный предмет в избе, занимающий больше всего в ней место?
Ответы детей.
Педагог. Совершенно верно. Центральное место в избе занимает печь. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, подальше от стены, чтобы не случилось пожара. На печи стоят чугуны, горшки, кринки. Как вы думаете для чего печь в избе?
Ответы детей.
Педагог. В нише хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. А сейчас у нас в домах, что заменяет печь?
Ответы детей.
Педагог. Верно. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. Знаете, почему?
Предположения детей.
Педагог. Взрослые люди всегда работали и им не было времени лежать на печи. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Почему?
Предположения детей.
Педагог. Место хозяйки у печи называлось «бабий кут». Здесь хозяйка готовила еду. В специальном шкафу – «посуднике» хранила она кухонную посуду: крынки для молока, деревянные миски, солонки, сыпучие продукты хранили в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.
Дети садятся на лавочки около стола.
Педагог. В крестьянском доме все было продумано до мелочей. К потолку крепили детскую люльку. а сейчас у нас с вами есть такие люльки? Где мы спим?
Ответы детей.
Педагог. Верно. Сейчас дети спят в красивых детских кроватках. А в старину, крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от лихих, злых людей.
Педагог. Обратите внимание вот на этот угол крестьянской избы. Это главный угол в избе, который назывался «красный угол». Почему, как вы думаете, он так назывался?
Предположения детей.
Педагог. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником», который вышивала каждая хозяйка по-своему. Считалось, чем красивее был узор на рушнике, тем хозяйка была трудолюбивее.
Божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Педагог. Вы сидите за обеденным столом. Обеденный стол по обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала».
Как вы понимаете это слово?
Предложения детей.
Педагог. Совершенно верно. «трапезничать» значит принимать пищу. Стол накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба. Как вы думаете, почему именно соль и хлеб занимали центральное место на столе и берегли их как «зеницу ока»?
Предположения детей.
Педагог. Соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Кто из вас помнит пословицы о хлебе и соли?
Дети читают пословицы:
- хлеб всему голова
- хлеб да вода – крестьянская еда
- хлеб да соль!
- хлеб с солью не браниться.
- хлеб сердце человеку укрепит.
- хлеб-соль кушай, и добрых людей слушай.
Педагог. Первым начинал трапезничать хозяин. Почему? Какие правила надо соблюдать за столом?
Предложения детей.
Педагог. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Русские люди были очень гостеприимны. Гостю отводилось лучшее место за столом. Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор.
В русском быту использовалось много предметов. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, переносные скамьи. Почему?
Предположения детей.
Педагог. В каждой семье были «коробейки» - деревянные сундуки. Для чего нужны сундуки в доме?
Ответы детей.
Педагог. Верно в сундуках хранили семейные ценности: одежду, полотенца и другие ценности. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Вот мы и вспомнили о жизни крестьян в русской избе. Благодарю вас за внимание приходите еще.