Светлана Серебрякова
Тематическое занятие «Белый урок»
▼ Скачать + Заказать документы
«БЕЛЫЙ УРОК».
ЦЕЛЬ:
Привлечь внимание детей к особой красоте зимней природы, развивать способность к образным и
свободным импровизациям, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
ЗАДАЧИ:
- Формировать представление детей о цвете, звуке, движении, а так же их различных комбинациях.
- Развивать творческое воображение.
- Целостно развивать музыкальность детей через объединение различных: зрительных, слуховых,
двигательных ощущений в процессе музицирования.
- Развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между собственными
Публикация «Тематическое занятие „Белый урок“» размещена в разделах
сенсорными ощущениями (зрительными, слуховыми) и звуковыми, пластическими образами.
ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ:
Снежинки, картинки со «снежным рисунком», ритмические карточки, музыкальные инструменты,
игрушка медведь, палочка.
Дети заходят в зал, останавливаются. Зал украшен снежинками.
МУЗ. РУК. : Снежинки пуховые, веслые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном
И землю устилаете блестящим серебром. (А. Липецкий)
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ», музыка «Мечты» Пахульского. Дети двигаются по залу и ловят снежинки сначала правой, затем левой рукой, а на долгий звук сдувают их с ладоней. Развивать двигательно – слуховую координацию, формировать долгий плавный выдох.
УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКИ». Дети стоят в кругу лицом по линии танца, левая нога слегка выставлена вперд, а правая – чуть сзади. Муз. рук. вместе с детьми произносят слова:
Мы в снежки играем смело,
Лепим быстро и умело.
Мы научим всех играть:
Брать снежок, лепить, бросать.
Учить выполнять ритмично движение, состоящее из трх действий, под музыку 4-8 раз.
Дети садятся на стульчики.
МУЗ. РУК. : Наше занятие называется «Белый урок», как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Мне жалко бедный белый цвет,
Его как будто бы и нет.
Вот белый лист передо мной,
Всем сразу видно – лист пустой.
Но вдруг я вижу сквозь пургу –
Там лебедь мрзнет на снегу.
Ещ я вижу там и тут
Цветы воздушные цветут.
И белый парус снега,
Кораблик изо льда,
И Новый год приходит
Невидно, как всегда. (И. Шевчук)
Дети рассматривают белые листы, на которых заранее бледной гуашью нарисованы домик, лка, снежные «цветы», метель, парусник, облако, лебедь.
МУЗ. РУК. : Звонкая погода,
Снега кутерьма…
Это время года
Мы зовм…
ДЕТИ: Зима!
МУЗ. РУК. : Только зимой можно увидеть так много белого цвета, поэтому е и называют
белоснежной. Я хочу сыграть с вами в игру «Снежный ком», повторяйте за мной слова.
ВОКАЛЬНО – РЕЧЕВАЯ ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ», слова И. Пикулевой. Разучить стихи, проговорить разными голосами: низким, средним, высоким.
РАБОТА С РИТМИЧЕСКИМИ КАРТОЧКАМИ (выбрать правильную).
ОРКЕСТР ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «СНЕЖНЫЙ КОМ».
МУЗ. РУК. : Сейчас я буду говорить стихотворение, а вы будете повторять только
последний слог 3 раза, как эхо:
Снег покрыл поля - … (ля-ля-ля)
Белая земля - … (ля-ля-ля)
ПОПЕВКА «СНЕГ», музыка М. Картушиной. Дети должны спеть ля-ля-ля в нисходящем движении высоким, средним и низким голосом. Исполнить в тональности C – dur, D – dur, E – dur, F – dur.
МУЗ. РУК. : А теперь вы будете начинать песню, а я – заканчивать. Нужно спеть низким, средним и
высоким голосом на слоги да, ду, усь, ма.
ПОПЕВКА «ЗИМНЯЯ ЧИСТОГОВОРКА», музыка М. Картушиной.
МУЗ. РУК. : В последней фразе спряталось название знакомой вам песни. Кто догадался, какую
песню мы сейчас спом?
ПЕСНЯ «ПРИШЛА ЗИМА», слова и музыка Л. Пилипенко.
МУЗ. РУК. : Ветер снежинки гонит и гонит… Музыка ветра, зимняя песня
Кто там пот за стеной? Слышится снова чуть свет.
Это Морозец – маленький гномик, Кружат снежинки, словно танцуют
Дует в рожок ледяной. Зимний метельный балет.
(М. Байнихатис)
- Балет – это что? (Искусство танца).
Сегодня мы будем слушать танец из балета «Щелкунчик» композитора П. И. Чайковского.
Называется этот танец «Вальс снежных хлопьев».
Наблюдали вы когда - нибудь, как начинается метель? Сначала падают отдельные
редкие хлопья. Потом их поток становится вс гуще и гуще. И наконец вырастает живой
стеной от неба до земли снежная пелена.
Ребята, послушайте произведение «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
композитора П. И. Чайковского, определите характер музыки и назовите средства
музыкальной выразительности.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ «ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ» из балета «Щелкунчик» Чайковского.
Дети слушают произведение и отвечают на вопросы. (Короткие мотивы один за другим «сбегают» вниз. Мы слышим завывание вьюги. Кажется, что разыгралась настоящая метель. Безостановочная вереница мотивов сливается в более плотное звучание).
МУЗ. РУК. : В балете Чайковского «Вальс снежных хлопьев» танцует кордебалет – так называется
номер, в котором заняты сразу много балерин. Хореограф – это как переводчик. Только
переводчик переводит с одного языка на другой, а хореограф переводит с языка музыки
на язык движений. Меняется музыка – меняются движения. Представьте себе, что вы
стали хореографами и вам нужно придумать движения под музыку «Вальса снежных
хлопьев».
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ «ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ», музыка Чайковского.
МУЗ. РУК. : Ребята, к нам на Белый урок пришл Медведь. Это очень неожиданно, потому что
зимой обычно медведи… (спят).
Медведь совсем не знает,
Какой зима бывает.
К кому палочка придт,
Медведю тот ответ дат.
ИГРА «КАКАЯ БЫВАЕТ ЗИМА?» Медведь сидит в середине круга. Перед ним лежит палочка. Дети идут по кругу и произносят слова. Кто на окончание слов стоит лицом к Мишке, берт палочку и начинает передавать е из рук в руки до конца музыки, называя приметы зимы, например: снежная, холодная, белая, праздничная, морозная, веслая, новогодняя, вьюжная