Ирина Поздеева
Тематическое родительское собрания в младшей группе «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект тематического родительского собрания
в младшей группе
Публикация «Тематическое родительское собрания в младшей группе „Развитие у ребенка мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Тема : «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
Технология: работа с родителями
Авторы-составители:
Поздеева И. В. – воспитатель
Прима О. Ю. – воспитатель
Санкт-Петербург
2021 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Тема : «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».
Форма проведения: дистанционная, собрание-практикум.
Участники: воспитатели и родители детей младшей группы.
Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.
Увлечь родителей разнообразными способами (играми и упражнениями) по развитию мелкой моторики рук.
Помочь родителям проанализировать и оценить собственную воспитательную деятельность.
Ход мероприятия
I Организационная часть (погружение в тему)
Уважаемые мамы и папы, отгадайте загадку:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадали? Как их звать?
Тема нашей сегодняшней встречи посвящена как раз им, пальчикам, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
II Основная часть
2а
Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка».
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты – память, внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Таким образом, В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи:
o Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
o Готовят к овладению навыком письма (подготовка руки к письму, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно поэтапно:
o Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
o В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания.
o В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.
2б
Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук у ребёнка».
Развитие мелкой моторики младшего дошкольника возможно в игровой форме. При этом стараться не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.
o Пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития. Это уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, таким способом, стимулирует развитие пространственного мышления, воображения и внимания, развивает речь и память, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
«КАПУСТА»
Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)
Мы морковку трём, трём, (трём кулачком по ладошке)
Мы капусту солим, солим, (шуршим подушечками трёх пальцев)
Мы капусту жмём, жмём. (сжимаем кулачки на поверхности)
В бочки плотно набиваем (ладошками от себя)
И в подвалы выставляем. (ладошки в замок, качаем)
Ох, и вкусная капуста! (погладить по животу)
«ДОМ»
На полянке дом стоит, (ладошки вместе домиком)
Ну а к дому путь закрыт. (поворачиваем ладошки)
Мы ворота открываем (открываем ладошки)
В гости всех вас приглашаем! (махаем ладошками)
«ПРОГУЛКА»
1, 2, 3, 4, 5 мы во двор пошли гулять (шагаем пальчиками)
Бабу снежную лепили (лепим руками комок)
Птичек крошками кормили, (трём пальчиками)
С горки мы потом катались, (правой ладошкой катаемся с левой)
А ещё в снегу валялись (переворачиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели, (едим суп)
Спать легли. (ладошки под щёчку
Пальчиковые игры также могут опираться на:
• Игры с прищепками
Прищепка за прищепкой, слово за слово и получается игра. Лучше подбирать стихи с перечислением или составлять сказку-цепочку.
«ТУЧКА И ДОЖДИК»
Дождь идёт, идёт, идёт
Не бежит, не падает
Он идёт, не устаёт
И детишек радует!
• Пальчиковый театр
Такую игру-спектакль можно организовать в форме диалога по содержанию уже знакомых сказок ребёнку, используя куколки-напальчники. Кистью или пальцами руки он будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища, рук и ног куклы.
o Развитие мелкой моторики рук с помощью пластилина.
Создание простейших предметов и композиций, используя формы (шар, круг, цилиндр, «колбаска», их видоизменения: снеговик, пирамидка, бублик, морковка, ракета, чашка; тарелка аппетитных яблочек, шарики мороженного для Снегурочки и т. п.
o Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх.
Младшим дошкольникам предлагается бумага для выполнения поделок способом сминания и разрывания. При этом ребёнок узнаёт не только свойства бумаги, но учится согласовывать действия и усилия.
Включайте в детскую деятельность упражнения с бумагой:
• мять салфетку (легко мнётся – сочная ягодка, витаминка)
• мять бумагу (комок из снега)
• скручивать бумагу в трубочку
• «чувствуют» бумагу (трогают разную бумагу по толщине и покрытию – тактильные ощущения)
• действия с полоской бумаги (шуршать, дуть)
Так же можно попробовать создать простейшие поделки способом сминания и разрывания (дерево (зимой, летом, цыплёнок, цветок, паучок, радуга).
Предложенный ряд действий развивает мелкую моторику, что в свою очередь оказывает влияние на речевое развитие.
2в
Формы работы, которые можно применять с детьми дошкольного возраста без специальной подготовки как в детском саду, так и дома:
• заводить будильник, игрушки с ключиком
• хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе
• заниматься упражнениями с предметами, где требуется захват пальцами (кольца, обручи, гимнастические палки-самоделки (длинные втулки, перекладины)
• раскрашивать карандашами, мелками, красками, рисовать, штриховать
• игры с конструктором, мозаикой, шнуровкой, липучками, застёжками
• разминать пальцами тесто, пластилин, лепить что-нибудь
• нанизывать бусинки, пуговицы на нитку
• катать по очереди каждым пальцем бусинки, камешки, шарики
• завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках
• сматывать цветные нитки в клубок
• резать ножницами (небольшого размера)
• обычное занятие – тщательно мыть и вытирает полотенцем руки
• на даче привлекайте ребёнка к сбору ягод
2г
Также хотим предложить простейшие игры в домашних условиях, используя подручные средства из повседневной жизни.
«РАЗЛОЖИМ ПО ПОРЯДКУ»
Высыпьте в миску бусинки двух-трёх цветов, поставьте три мисочки. Предложите ребё нку: «Давай в одну мисочку сложим все красные бусинки, в другую – все синие, а в третью – все зелёные». Чтобы оживить игру скажите, что это угощенья для медвежонка, зайчонка и лисёнка, причём медвежонок любит только малину, лисёнок – только голубику, а зайчонок – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен.
«ВОЛШЕБНОЕ СИТО»
Скажите ребё нку: «В этой миске перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зёрнышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальчиками, но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребёнка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную миску. Порадуйтесь вместе с ребёнком достигнутому результату.
«ПЕРЕСЫПАЕМ ЛОЖКОЙ»
Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. Вначале, двигая рукой ребёнка покажите, как набрать неполную ложку крупы (дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки) и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите ребёнку набрать крупу, когда её останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку свободной рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребёнок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.
«НЕ ПРОСЫПЬ И НЕ ПРОЛЕЙ»
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите ребёнку как, держа кувшин правой рукой и придерживая его левой, пересыпать крупу в стакан. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребёнок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать просыпанную крупу и разлитую воду.
«ВЫЛОВИМ ИЗ ВОДЫ»
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов (бросовый материал). Предложите ребёнку с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы, сложив улов на поднос. Порадуйтесь вместе с ребёнком достигнутому результату.
«БЫЛА ЛУЖА – И НЕТ ЕЁ»
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребёнок, пролив что-либо, сможет убрать за собой сам. Сначала научите его переносить губкой воду из одной миски в другую. Поставьте на поднос две миски: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной миске и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав её губкой.
«ПОСЫПАЕМ ДОРОЖКИ»
Предложите ребёнку посыпать песком для детского труда дорожку на столе, ограничив её чем-либо. Поиграйте: дорожка может идти от одного домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами, не выходя за края дорожки.
III
Заключительная часть /рефлексия/.
Проанализируйте собственную воспитательную деятельность:
• Какие способы развития мелкой моторики рук у ребёнка применяете в домашних условиях, а какие можно добавить?
• В чём Ваш ребёнок преуспевает?
• Что требует дополнительного внимания?
Спасибо за участие.
До свидания.
До новых встреч!