Нина Шутова
Тематическое планирование по ФЭМП с элементами информатики для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к тематическому плану
по формированию элементарных математических представлений
с элементами информатики для подготовительной группы
на 2013-2014 учебный год
Публикация «Тематическое планирование по ФЭМП с элементами информатики для подготовительной группы» размещена в разделах
- Информатика для дошкольников
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Данный тематический план разработан на основе программы Л. Г. Петерсон, используемой в детском саду. Способствует формированию элементарных математических представлений у дошкольников возраста 6-7 лет. Рассчитан на обучение продолжительностью 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью в 30 минут.
Используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений.
Занятия носят интегрированный характер, на которых математические задачи сочетаются с задачами, которые ставит перед нами век информационных технологий. Обучение детей включает не только овладение математическими знаниями, но и общее интеллектуальное развитие, а также элементарные знания по информатике.
Компьютеры все более широко используются в образовательных учреждениях, включая детские сады, с целью повышения эффективности обучения. Компьютер способствует психическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, познанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, развитию фантазии, самостоятельности.
Задачи обучения и воспитания:
• Развивать общие представления о множестве;
• Упражнять в операциях объединения, дополнения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей;
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10
• Познакомить с цифрами от 0 до 9
• Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10)
• Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой определять пропущенное число
• Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц
• Познакомить с монетами достоинством 1,5,10 копеек, 1,2,5,10 рублей (различение, набор и размен монет)
• Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий: плюс(+, минус (-) и знаком отношения равно (=)
• Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается один, а несколько предметов или часть предмета
• Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части четырех (две четвертых) и тд
• Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с мощью условной меры (бумаги в клетку)
• Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладони. Познакомить с весами
• Формировать навыки работы с клавиатурой, с выбором объекта, его изменения, фиксирования на экране
• Развивать творческое воображение, умение быстро реагировать на ситуацию, самостоятельность анализа
• Формировать элементарно-математические представления, навыки математических преобразований, конструирования, моделирования
Работа на компьютере представляет неограниченные возможности комплексно подходить к обучению и развитию детей, интегрировать различные виды деятельности : рисование, аппликация, конструирование, развитие речи, ознакомление с природой, формирование элементарных математических представлений. Компьютер способствует формированию цельного представления о мире, расширяет кругозор, формирует мыслительную деятельность, наблюдательность, позволяет преодолеть стереотипность мышления.
К концу года дети могут:
• Выделять составные части группы предметов, их признаки различия и сходства, сравнивать части на основе счета предметов и составления пар, понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого)
• Считать (отсчитывать) в пределах 10
• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечать на вопросы Сколько, Который по счету?
• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы)
• Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте; толщине); проверять точность определений путем наложения или приложения
• Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов
• Определять свое местоположение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому
• Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон)
• Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную
• Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки и последовательность частей суток
• Называть текущий день недели
• Работают с клавиатурой, с выбором объекта, его изменениями, фиксирования на экране
• Знают правила поведения при работе на компьютере;
• Знают устройство компьютера
Используются в работе следующие способы проверки знаний: диагностика, беседа, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный опрос.
Для детей подготовительной группы программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Общее количество учебных занятий в год 34. на каждом занятии предполагается освоение теоретических знаний (20-25 минут) и практических навыков работы на компьютере (7-10 минут).
Тематическое планирование по формированию
элементарных математических представлений
с элементами информатики
для подготовительной группы
34 занятия (1 занятие в неделю, продолжительность занятия 30 минут)
№
п\п Тема Количество
занятий
1 Введение. Знакомство с техникой безопасности при работе на компьютере. Знакомство с устройствами компьютера 1
2 Сравнение предметов по свойству 1
3 Подготовка к знакомству с отрицанием 1
4 Подготовка к введению понятий «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ» 1
5 Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей 1
6 Подмножества с общим свойством. Часть и целое 1
7 Описание последовательности действий 1
8 Функции (назначение) предметов. Логическая операция «И» 1
9 Элементы кодирования. Симметрия по образцу 1
10 Обобщение по признаку 1
11 Выделение главных свойств предметов 1
12 Разбиение множеств на подмножества с общими свойствами 1
13 Повторение тем о свойствах, обобщение по признакам 1
14 Вложенность множеств предметов с общими свойствами 1
15 Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков 1
16 Подготовка к введению понятия «АЛГОРИТМ» 1
17 Закономерность в расположении фигур и предметов 1
18 Логическая операция «И» 1
19 Упорядочение серии предметов по разным признакам 1
20 Последовательность событий 1
21 Расстановки и перестановки 1
22 Задачи – шутки (на внимание и логические рассуждения) 1
23 Упражнения на развитие воображения 1
24 Повторение тем: упорядочение, последовательность действий, логические операции 1
25 Части – целое 1
26 Сравнение объектов. Отличия 1
27 Объединение множеств, задаваемых свойством 1
28 Вложенность множеств, характеризуемых свойствами 1
29 Элементы кодирования 1
30 Простейшие алгоритмы расстановки 1
31 Функции (назначение) предметов 1
32 Отображение множеств 1
33 Выделение свойств 1
34 Резерв 1