Папки-передвижки

Тематическое планирование «Игра как средство развития речи». Часть 2

Анна Толкачева
Тематическое планирование «Игра как средство развития речи». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

1.7. Специфика отбора содержания.

Тематическое планирование состоит из следующих структурных блоков, направленных на развитие речи детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста:

• Звуковая культура речи,

• Формирование словаря,

• Развитие грамматического строя речи,

• Развитие связной речи.

Публикация «Тематическое планирование „Игра как средство развития речи“, Часть 2» размещена в разделах

Игры, игровые ситуации из данных блоков включаются в непосредственную образовательную деятельность и во все режимные моменты в течение дня.

Формы организации обучения связной речи с помощью игры с детьми могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.

Воспитатель организует НОД по развитию связной речи, культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

Основным принципом реализации тематического планирования является создание оптимальных условий для развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей. Это достигается за счет тематического использования игр. Главная идея заключается в том, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игра позволяет решать коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность. Таким образом, одним из основных принципов тематического планирования является принцип природосообразности. Тематическое планирование учитывает общность развития нормально развивающихся детей и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, в тематическом планировании реализуются также принципы:

1. Обще дидактические принципы работы с детьми дошкольного возраста (систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие).

2. Специальные принципы работы с детьми дошкольного возраста (создание развивающей среды; доброжелательная атмосфера при взаимодействии взрослого с ребенком; многократность повторения изученного материала; сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в соответствии с уровнем речевого недоразвития; согласованность деятельности специалистов, обеспеченная единством психолого-педагогических установок и организационных основ).

Основой перспективного и календарного планирования работы в соответствии с требованиями тематического планирования является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации развивающей работы. Игры отбираются и разрабатываются с учетом этапа обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

В тематическом планировании для детей подготовительной группы используется меньшее количество игр и игровых упражнений по данным направлениям работы, в связи с тем, что к подготовительному к школе возрасту у детей в целом (в основном) сформированы и достаточно развиты все компоненты языковой системы: развит фонематический слух, достаточный для возраста словарь, понимают и правильно употребляют в речи основные грамматические категории, владеют связным высказыванием.

Конкретные задачи и содержание развивающей работы:

I блок - Звуковая культура речи:

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные звуки.

Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза, открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой—звонкий, твердый—мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

II блок - Формирование словаря:

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые сообщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

III блок - Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).

IV блок - Развитие связной речи:

Учить детей строить диалог с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией, выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

Развивать умения применять нормы и правила речевого этикета, что важно для воспитания культуры речевого общения.

Учить обдумывать свои реплики, вопросы одновременно с восприятием чужой речи. Учить слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником.

Формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Совершенствовать умение “оречевлять” игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Формировать навыки и умения диалогической речи, для развития монологической речи.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них представление о структуре текста (начало, середина, конец) и способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Вместе с тем, данное тематическое планирование, в силу её особой значимости для всестороннего развития ребёнка, требует соблюдения основных принципов.

1.8. Принципы построения тематического планирования.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность, заложенная в тематическом планировании, реализует обще-дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста:

1. Доступность:

- учёт возрастных особенностей,

- адаптированность материала к возрасту детей.

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному,

- повторение усвоенных правил, норм и знаний.

3. Наглядность:

- Учёт особенностей мышления.

4. Динамичность:

- интеграция тематического планирования в разные виды деятельности.

5.Дифференциация:

- учёт возрастных особенностей,

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.

Все принципы взаимосвязаны.

1.9. Возрастные характеристики.

Тематическое планирование предназначено для работы с детьми 4 – 7 лет и является модифицированной к любой комплексной программе дошкольного образовательного учреждения.

1.10. Исходный уровень развития способностей, предшествующих знаний, умений, навыков детей.

Для качественного усвоения детьми содержания программы «Игра как средство развития речи» необходимо обозначить исходный уровень развития способностей, предшествующий уровень знаний, умений и навыков детей.

Так как тематическое планирование предназначено для работы с детьми 4 – 7 лет, то исходный уровень будет определён для детей 4 – летнего возраста.

Критерии исходного уровня:

1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.

2. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

3. У многих детей звукопроизношение соответствует возрастной норме, хотя части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

7. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

8. В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

2. Учебно – тематическое планирование.

2.1. Организация работы с детьми

«Игра как средство развития речи» реализуется в игровой деятельности, в календарном планировании включается в раздел «Развитие речи».

Работа включает групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия. При работе с детьми группы используются различные игры и игровые приемы, создавались различные игровые ситуации.

В групповой непосредственно образовательной деятельности используются игры, различные игровые приемы, которые вызывают огромный интерес, оживление, радость у детей, поддерживают постоянный положительный эмоциональный настрой. Применение игровых средств во время непосредственно образовательной деятельности в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игровой ситуации во время непосредственно образовательной деятельности обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

Поскольку групповая и индивидуальная работа, как правило, организуется на том же тематическом материале, что и фронтальная, и имеет целью закрепление пройденного материала, то в ходе работы использовались те же игры и игровые приемы.

Как бы ни стремился педагог на фронтальных занятиях учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, достичь этого очень трудно, потому что каждый ребенок по-разному понимает вопросы и выполняет задания, поэтому при индивидуальной работе, собирая детей маленькими группами можно организовать и провести работу более эффективно.

2.2. Предварительная работа.

Предварительная работа включает в себя:

-рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы

- театрализованная деятельность (инсценировки, игры-драматизации)

- сюжетно-ролевые игры

- дидактические, словесные игры

- отгадывание загадок

- чтение пословиц, поговорок, скороговорок

- работа с родителями.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей Дидактическая игра как средство развития речи детей Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой определяет.

Из опыта работы «Игра как средство развития речи детей» Опыт работы воспитателя МКДОУ детский сад №2 Пашковой Светланы Алексеевны– воспитатель первой квалификационной категории «Игра как средство.

Комплексно-тематическое планирование на неделю. Старшая группа (Часть 4) .

Комплексно-тематическое планирование на неделю. Старшая группа (часть 2) Часть 1 http://www.maam.ru/detskijsad/kompleksno-tematicheskoe-planirovanie-na-nedelyu-sentjabr-starshaja-grupa-chast-1.html ВТОРНИК Совместная.

Комплексно-тематическое планирование. Старшая группа (часть 5) .

Комплексно-тематическое планирование. Старшая группа (часть 6) .

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Педагогический проект «Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы: Работая в сельском детском саду, я столкнулась с проблемой многих детей - это недостаточно развитая речь. Не имея.

Самообразование педагога ДОУ по теме «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» САМООБРАЗОВАНИЕ 2016-2017 УЧ. ГОД ТЕМА: Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников. Дата начала работы: сентябрь 2016 год.

План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое планирование «Игра как средство развития речи». Часть 2
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 17:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое планирование «Игра как средство развития речи». Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Анна Толкачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД